г.Новосибирск
Русское, советское и современное искусство
Classic Russian, Soviet and Contemporary art
Главная / Галерея / Художники / А / Алфеевский В.С.

Алфеевский В.С.

Алфеевский В.С.

Алфеевский Валерий Сергеевич  (1906-1989)

Советский художник, иллюстратор, график. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник РСФСР.

Валерий Алфеевский родился 23 июня 1906 года в Москве. Отец его был присяжным поверенным, после Октябрьской революции работал юрисконсультом, занимался вопросами трудового права. Мама — педагог, у неё была школа для детей младшего возраста. Валерий, хоть и был вдвое моложе учеников, часто сидел с ними за одной партой, поэтому очень рано научился читать. Едва научившись читать, Валерий Алфеевский прочитал «Юрия Милославского» М.Н. Загоскина. За шалости мальчика отправляли на час в комнату родителей. Там стояли книжные шкафы. Семилетний Валерий читал А.Т. Аверченко, М. Горького, М.П. Арцыбашева, Ф. Ницше и сборники изречений китайских мудрецов, громко декламировал стихи Игоря Северянина. Увлечением отца была живопись, в свободное время он писал маслом. Мальчик с интересом наблюдал за процессом, потом и сам взял в руки кисть. Так состоялось приобщение Валерия к искусству. Кроме того, детей в семье учили игре на фортепьяно.

В 1914 году Валерий поступил в Первую мужскую гимназию, которую в своё время окончили его отец, дядя и дед. В школьные годы он очень много читал и рисовал, в старших классах увлёкся сценой: регулярно ходил на спектакли в московские театры, участвовал в школьных постановках, создавал для них декорации. Растущий интерес к живописи побудил Валерия серьёзно учиться изобразительному искусству. В 1921–1924 годах он посещал Художественную студию М.М. Северова, М.В. Леблана, П.А. Бакланова. За это время у Валерия сформировалось желание стать художником.

Окончив в 1924 году среднюю школу, Валерий Алфеевский стал посещать Студию И.И. Машкова, в которой прозанимался год.

Некоторое время В.С. Алфеевский увлекался кубизмом и кубофутуризмом. В пейзажах первой половины 1920-х годов прослеживается влияние московской живописной школы. В отдельных живописных работах Алфеевский использовал гротеск как средство заострения образа. Таково полотно «Артистическое кафе» (1924). Оно было создано под влиянием дружеских отношений с московскими имажинистами, чьим литературным творчеством Алфеевский интересовался в то время.

В 1925–1930 годах Алфеевский учился во Вхутемасе – Вхутеине на живописном факультете; его преподавателями были С.В. Герасимов, К.Н. Истомин, Л.А. Бруни, Д.П. Штеренберг, А.А. Осмеркин, И.И. Машков. Образовательный процесс во Вхутемасе отличался пестротой направлений и разностильностью мастерских, а также обширной программой в части естественных и точных наук. Это, с одной стороны, расширяло кругозор учащихся, давало возможность овладеть разнообразными знаниями и навыками, с другой — мешало некоторым студентам сосредоточиться на изучении немногих интересующих их предметов. Тем не менее, Вхутемас делал главное: его выпускники были способны создавать целостные произведения, осмысливать увиденное и передавать людям своё суждение о нём. В.С. Алфеевский — один из таких художников. Для него, как и для многих мастеров — его ровесников, характерна широта творческих интересов: станковая графика, иллюстрация и живопись были ему близки почти в равной степени.

Весной 1929 года В.С. Алфеевский, Т.А. Лебедева и Л.П. Зусман по студенческой командировке съездили в Ленинград. Красота Северной столицы поразила Алфеевского. «С этой поездки началась моя любовь к городу и его изображению», — вспоминал он впоследствии.

В 1930 году В.С. Алфеевский сразу после окончания Вхутеина совершил творческие поездки на Алтай, в Баку, Батуми, Одессу, во время которых выполнил обширные циклы зарисовок. В дальнейшем творческие поездки по стране стали нормой (он посетил Прибалтику, Крым и др.). Впечатления от поездок находили отражение в работах художника, в том числе в книжных иллюстрациях.

Вернувшись в Москву и не найдя применения своему диплому живописца, Алфеевский вместе с Т.А. Лебедевой решил последовать примеру многих художников-станковистов (В.А. Фаворского, Н.Н. Купреянова, А.А. Дейнеки, Л.А. Бруни и др.), которые в конце 20-х — начале 30-х годов обратились к книжной графике и создали новаторские книги для детей. Алфеевский и Лебедева представили художественному совету детской редакции ОГИЗа листы книжки-картинки «Цирк» в технике коллажа. Проект был одобрен, и, хотя «Цирк» издан не был, творческий дуэт получил заказ на оформление книги М. Гершензона «Товарищ Метр». Алфеевский и Лебедева создали весёлый изобразительный пересказ фантастической истории о забавных приключениях юнги ростом в метр. Книга со множеством штриховых рисунков была напечатана очень быстро — вышла в том же 1930 году.

Затем В.С. Алфеевский и Т.А. Лебедева проиллюстрировали две книги о научно-техническом прогрессе своего времени: цветную «Хитрые машины» и «Приключения изобретений» А. Ивича (обе — 1930). Иллюстрации в этих книгах были лишены всякого академизма и научной достоверности — тогда этого не требовали ни редакторы, ни авторы. Алфеевский говорил: «Считалось, что рисунки прежде всего должны возбудить творческую фантазию ребёнка, вызвать у него интерес к науке и технике, в которых он сейчас все равно понять ничего не может, а подлинный интерес придет позже, и тогда в его распоряжении будут другие книги. <...> В то время довольно широкое распространение получили идеи "инфантилизма", особенно у художников, работавших в дошкольной детской книге. Думали, что приближение к детским представлениям о действительности облегчит детям понимание окружающего их мира. Привлекательность "инфантилизма" для нас, молодых художников, заключалась в большей свободе интерпретации, подражании детскому рисунку с его яркой выразительностью и красочной декоративностью».

За очень короткое время В.С. Алфеевский и Т.А. Лебедева оформили около десяти книг, среди которых — известнейшая цветная книжка-картинка «Парк культуры и отдыха» (1930).

В.С. Алфеевский всегда тепло отзывался о творческом сотрудничестве с Т. Лебедевой. «Мы далеко не всегда работали в четыре руки, — вспоминал он много позже. — Замысел и композиция создавались в тесной согласованности. Т. Лебедева обладала красивым уверенным рисунком <...> Любовь Т. Лебедевой к новому в искусстве хорошо уживалась с моими более традиционными представлениями о действительности, а её в какой-то мере режиссёрская расчётливость удачно оформляла моё более непосредственное отношение к натуре».

Последней книгой художников-соавторов стала цветная книжка-картинка «На якоре» (1931), в основе которой — впечатления от поездки в Баку, Батуми и Одессу. Вскоре на одном из совещаний по детской литературе иллюстрации В.С. Алфеевского и Т.А. Лебедевой подверглись резкой и во многом несправедливой критике (в частности, их обвинили в формализме и инфантилизме). Заказы на оформление книг прекратились, и творческие пути художников разошлись.

В 1931 году выпускать книги для детей стала «Молодая гвардия». Издательство организовывало бригады художников с коллективной ответственностью за каждую книгу. В.С. Алфеевский вошёл в бригаду художника Давида Петровича Штеренберга и под её эгидой выполнил иллюстрации к книге К.И. Чуковского «Новые загадки» (1931). Были и другие попытки коллективного создания книг, но они успеха не имели. Алфеевский на несколько лет оставил работу художника книги.

Иллюстрируя детские книги, Валерий Алфеевский не оставлял занятий рисунком и живописью. Часто посещал музеи, где копировал великих художников прошлого, считая это одним из путей достижения мастерства, много рисовал с натуры. В работах конца 1920-х — начала 1930-х годов этого периода наметились темы и жанры, прошедшие через всё дальнейшее творчество Алфеевского. Одним из них стал городской пейзаж. В будущем Алфеевский стал признанным мастером городского пейзажа. Среди интересных пейзажей начала этого периода критика называет «Одессу» (1930), «Набережную Москвы-реки» (1930), «Бега», «Вид на Кремль» (обе — 1931), «Площадь у Большого театра в Москве» (1932) и др.

С 1934 по 1936 год В.С. Алфеевский работал художником-репортёром в газете «Советское искусство». В его обязанности входило посещение спектаклей и очень быстрое выполнение рисунков, которые должны были сопровождать рецензии. Алфеевский создавал новые рисунки практически каждый день. Их печатали также «Литературная газета» и газета «За индустриализацию». Эта работа много дала Алфеевскому как художнику: «Строгая выверенность композиции мизансцен привила мне вкус к композиционным решениям, а характерность и выразительность театральных персонажей отвечали некоторой моей склонности к гротеску и способствовали интенсификации средств художественного выражения».

В 1937–1940 годах Валерий Алфеевский работал по контракту во Всекохудожнике (Всероссийском кооперативном союзе работников изобразительных искусств), получив, наконец, возможность заниматься живописью, которую любил больше всего. Живописных работ Алфеевского довоенного периода сохранилось очень мало: часть полотен погибла во время войны, а некоторые уничтожил сам художник, недовольный своей работой. Книжную иллюстрацию не оставил, но оценивал работы этого периода невысоко: рисунки в книгах В.В. Маяковского, Л.М. Квитко, В. П. Катаева, С.В. Михалкова, Л.Н. Толстого и других он назвал малоинтересными. «Как мне кажется, они потеряли ту непосредственность, которая отличала наши первые работы. Мне потребовалось еще некоторое время, чтобы найти себя и свое место художника в детской книге», — говорил Алфеевский.

С началом Великой Отечественной войны В.С. Алфеевский и его жена, художница Виолетта (Фиалка) Давидовна Штеренберг, работали в «Окнах ТАСС», затем вся группа художников была отправлена в эвакуацию. С 1941 по 1944 год В.С. Алфеевский жил в Ташкенте. Здесь художник много рисовал для издательства «Советский писатель» (преимущественно оформлял обложки и титульные листы, выполнял небольшие завставки), ездил с бригадами актёров и художников по Узбекистану, дважды побывал на строительстве Фархадской ГЭС. Во время поездок писал портреты, пейзажи, живописные эскизы и др. «За эти годы, как мне кажется, я определился как художник с собственным видением, с собственной манерой выражения», — вспоминал Алфеевский.

В послевоенные годы большое место в творчестве В.С. Алфеевского заняла станковая графика. Он работал чёрной тушью, создавая внутренне законченные, не нуждающиеся в цвете рисунки. С 1958 года, исчерпав возможности выбранной техники, художник начал использовать цвет. Кроме того, Алфеевский стал меньше внимания уделять деталям и больше — передаче в рисунке общего впечатления от изображаемого. Достоверность и полнокровность рисунка при этом не страдали, поскольку художник нашёл точную меру соотношения общего и частного. В станковых работах 1950–1960-х годов ещё ярче проявилось новое отношение художника к линии: раньше она оконтуривала предмет, а теперь стала самостоятельным средством эстетического выражения: строит форму, передаёт взаимосвязь предметов; свободная и пластичная, она создаёт световоздушную среду. Одна из лучших работ Алфеевского, демонстрирующая новую изобразительную манеру художника, — городской пейзаж «Бухара» 1963 года. Она получила развитие в московских пейзажах 1960–1970 годов.

Широкую известность В.С. Алфеевскому принесла деятельность художника-иллюстратора детской книги (преимущественно сказок) в 1950–1970 годы .

В военные и первые послевоенные годы иллюстрации Алфеевского представляли собой небольшие изящные рисунки пером, основанные на светотеневом решении, что говорило об увлечении офортами старых мастеров. Таковы иллюстрации к сказке Г. Тукая «Шурале» (1946) и книгам писателей Востока, которых Алфеевский часто иллюстрировал в этот период. Но постепенно художественная манера Алфеевского меняется.

Знаменитый рисунок В.С. Алфеевского — летящий, острый, изящный — начал формироваться в Ташкенте, в эвакуации. Художник стал работать заточенной тростниковой палочкой, и это определило главную особенность рисунка Алфеевского — выразительную линию. Спустя годы замечательный художник М.П. Митурич-Хлебников скажет: «У Алфеевского обострённое чувство линии, динамики её движения. Безупречное ощущение вертикали, придающее стройность рисункам. Но стройность эта не геометрическая прямизна. Это стройность живая, подвижная, сложная».

Первой книгой В.С. Алфеевского как мастера — иллюстратора сказок стал «Маленький Мук» В. Гауфа (1952). В рисунках уже просматривается узнаваемая линия Алфеевского.

В 1953 году Валерий Алфеевский впервые проиллюстировал сказки Х.-К. Андерсена, которые привлекали его не только прямым содержанием, но и тонким подтекстом. Наиболее известны рисунки к следующим книгам датского сказочника: «Сказки» (1954), «Гадкий утёнок» (1954), «Сказки» (1955) («Снежная королева» из этой книги была напечатана в 1956 году самостоятельным изданием и в новом варианте — только цветные рисунки), «Дикие лебеди» (1955), «Дюймовочка» (1957), «Принцесса на горошине» (1963), «Стойкий оловянный солдатик» (1969) .

Иллюстрировал В.С. Алфеевский и пьесы-сказки С.Я. Маршака. В 1957 году появилась книга «Двенадцать месяцев. Горя бояться — счастья не видать». В 1971 году «Двенадцать месяцев» вышли отдельным изданием, с новой обложкой. К произведениям многих авторов В.С. Алфеевский обращался неоднократно, выполняя разные варианты обложек и внутренних иллюстраций; таковы, в частности «Три сказки» В.А. Каверина (1960), «Сказка о ветре в безветренный день» С.Л. Прокофьевой (1967). Но особенно это касается сказок Х.К. Андерсена; Алфеевский считается одним из самых плодовитых его иллюстраторов, больше рисовал только В.М. Конашевич.

Валерий Сергеевич Алфеевский говорил о себе: «Я художник начинающий», — имея в виду своё постоянное стремление ко всему новому и неосвоенному. Ко многим его работам применимо слово «впервые». Сборник сказок Х.К. Андерсена 1954 года ценен не только самобытными рисунками Алфеевского, но и тем, что в то время в нашей стране великого сказочника почти не издавали. Вышедшая в 1958 году «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла стала первым советским изданием знаменитой сказки. Первый полноценный перевод на русский язык «Приключений Пиноккио» К. Коллоди, изданный в 1959 году, сопровождался иллюстрациями Алфеевского. В 1961 году он выполнил иллюстрации к первому изданию «Ордена Жёлтого Дятла» Монтейру Лобату. И это Алфеевский первым нарисовал Чебурашку для сказочной повести Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» (1966), а 1972 году проиллюстрировал его новую повесть-сказку «Вниз по волшебной реке».

В.С. Алфеевский любил рисовать природу. Наиболее известные книги с его иллюстрациями — рассказы Н.М. Павловой «Жёлтый, белый, лиловый» (1954) и др.; рассказы и сказки Н.И. Романовой «Муравей Красная Точка» (1972), «На зелёной иголке» (1976), «У меня дома пчела» (1978).

Последней крупной работой В.С. Алфеевского-иллюстратора стали рисунки к сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» (1978). Об этой книге М.П. Митурич-Хлебников сказал: «Когда Валерий Сергеевич Алфеевский подарил мне гофмановского «Щелкунчика», я испытал искреннюю радость, разглядывая его рисунки, которые, начиная с обложки, буквально искрятся сказочным блеском».

За годы творчества В.С. Алфеевский проиллюстрировал более чем 150 изданий. В первую очередь это книги для детей — сказки, стихи, рассказы. Сотрудничал с издательствами Детгиз, Гослитиздат, «Советский писатель», «Детская литература», «Художественная литература», «Художник РСФСР». Из современнных издательств книги с иллюстрациями Алфеевского выпускают «Ад Маргинем», «Речь», «Эксмо» и др.

В.С. Алфеевский был членом нескольких творческих объединений. В 1929 году он и ещё несколько молодых художников, включая Т.А. Лебедеву, вступили в ОСТ (Общество станковистов). Члены Общества считали своим эстетическим идеалом экспресионизм. Опираясь на него, остовцы стремились «выразить энергию и бодрость молодой страны». В 1932 году В.С. Алфеевский стал членом Московского Союза художников. Позже он вступил в Союз художников СССР. В 1963–1965 годах В.С. Алфеевский был председателем художественного совета по уникальной графике графического комбината Художественного фонда РСФСР (1963–1965).

Выставляться В.С. Алфеевский начал рано. В 1929 году от Общества станковистов участвовал в выставке советского искусства в США (с картиной «Карусель»). В дальнейшем его работы экспонировались на коллективных выставках в нашей стране и за рубежом, провёл несколько персональных выставок.

В 1982 году В.С. Алфеевский стал заслуженным художником РСФСР.

Произведения В.С. Алфеевского — картины, акварели, рисунки, офорты, иллюстрации к детским книгам — по праву занимают значительное и в известном смысле уникальное место в нашем искусстве: индивидуальный почерк мастера сформировался в большой степени самостоятельно, вне существенных влияний художественной моды.

Творчество В.С. Алфеевского представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственном Русском музее, Музее Москвы, Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова, Новосибирская картинной галерее, Музее изобразительных искусств Республики Карелия, Музейном объединении «Тульский музей изобразительных искусств», а также в частных собраниях в нашей стране и за рубежом.

Валерий Сергеевич Алфеевский умер в Москве 4 сентября 1989 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

SOVART6

Интернет-магазин «Sovart Gallery» так же рассматривает обмен, либо выкуп предметов живописи и графики. Мы определяем цену, исходя из художественной ценности и состояния предмета изобразительного искусства. Фотографии и описания Вы можете отправить нам на эл. почту sovart.gallery@yandex.ru, либо в Whatsupp на номер телефона +7(977) 328-78-72.

 

Интернет-магазин «Sovart Gallery» – это удобный сайт, который рассчитан на любителей живописи и изобразительного искусства. Наш сайт поможет Вам не только приобрести живопись, но и выгодно продать или обменять.

В «Sovart Gallery» Вы можете увидеть классические и современные работы, представляющие интерес коллекционеров, а также стильные авторские работы для оформления интерьеров. Все работы, представленные на нашем сайте, являются оригинальными, покупая у нас, вы так же приобретаете гарантию качества и подлинности.

Миссия команды «Sovart Gallery» — предоставить консультации и помощь при покупке и продаже, объективно оценить предметы искусства, которыми вы обладаете. Наши специалисты будут рады помочь найти достойного клиента с целью выгодно продать, либо, напротив, найти и приобрести редкий экземпляр для пополнения вашей личной коллекции.

 Всегда к Вашим услугам!

Команда интернет-магазина «Sovart Gallery»