г.Новосибирск
Русское, советское и современное искусство
Classic Russian, Soviet and Contemporary art
Главная / Галерея / Художники / Ч / Чарушин Е.И.

Чарушин Е.И.

Чарушин Е.И.

Чарушин Евгений Иванович (1901-1965)

Советский художник-график, скульптор, детский писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Родился в городе Вятка (ныне Киров) в семье губернского архитектора И. А. Чарушина. Мальчик был долгожданным сыном, поэтому его детские шалости всегда оставались безнаказанными, вызывая лишь чувство умиления у родителей и старших сестер. Через шесть лет в семье родился еще один ребенок – Владимир, но Женя так и остался любимчиком и баловнем.

Семейство было обеспеченным, и детские годы будущего анималиста прошли в достатке. В доме царила теплая атмосфера любви и творчества. Отец, построивший в Вятской губернии более 500 зданий различного назначения, занимал в обществе солидное положение и мог позволить семье жить в большом доме. В их жилище было много книг, клеток с певчими птичками и аквариумы с рыбками, а на подворье содержались охотничьи собаки и лошади. Мама Евгения в молодые годы слыла искусной наездницей, но из-за травмы ей пришлось оставить любимое занятие. Родив детей, она посвятила себя заботе о них и уходу за садовыми и оранжерейными растениями.

До наших дней сохранились воспоминания близких Евгения Ивановича, о том, какое влияние оказала природа на его развитие. Например, плавать он научился, ухватившись за хвосты коров, пересекающих реку, а выговаривать неподдающуюся букву «р» начал, передразнивая карканье вороны. Рисовал мальчик всегда – для него это было таким же привычным делом, как дышать и говорить. Хотя на семейных фото Чарушин-младший выглядит серьезным, на самом деле он был шутником и проказником.

С 6 лет мальчик обучался в Вятском коммерческом училище, где делался упор на художественное образование. Будущий художник и здесь проявил себя отъявленным шалунишкой, но его природное обаяние и успехи в учебе заставляли прощать ему все. И даже когда они с ребятами учинили подрыв печки, руководство учебного заведения закрыло на это глаза. Разумеется, тот факт, что отец Жени в тот момент строил новые корпуса училища, сыграл решающую роль.

Терпение педагогов лопнуло, когда вольнодумец совершил святотатство над книгой о Законе Божьем, пририсовав изображениям ангелов причинные места. Хулиган был переведен в другую гимназию, где он встретил друга всей жизни Юрия Васнецова, дальнего родственника знаменитого художника. Молодые люди вместе охотились, занимались спортом, а позже основали группу художников-литераторов «Сопохуд».

Получив среднее образование, Чарушин мобилизовался и попал в 3-ю армию Восточного фронта, где работал художником-оформителем политотдела.

В 1922 году парень поступил в Петроградскую академию художеств, где на тот момент уже учился Юра Васнецов.

Противник системы, ненавистник канонов Евгений считал, что престижная кузница живописцев не дала ему почти ничего. Гораздо большую пользу он извлек из посещений зоопарка, где рисовал зверушек с натуры. Окончив академию, Чарушин какое-то время подрабатывал, оформляя вывески для нэповских торговцев.

Впервые иллюстрации Евгения Чарушина появились на страницах книги «Мурзук», написанной  Виталием Бианки. О талантливом художнике узнали, и его стали приглашать для оформления изданий с произведениями Максима Горького, Корнея Чуковского и Михаила Пришвина. Одна из самых известных работ анималиста – портреты персонажей книги «Детки в клетке» Самуила Макшака.

Чаще всего Чарушин работал в любимой технике – литография. Изображение окружающей среды, в которой находились зверушки, иллюстратором игнорировалось. Уж таков был почерк знаменитого художника – он всегда противился стандартным приемам.

В годы Великой Отечественной Евгений Иванович с семьей был эвакуирован в родной Киров. Излюбленную анималистическую тематику пришлось на время оставить – военное положение вносило свои коррективы. Иллюстратор оформлял спектакли местного драмтеатра, рисовал для сборников «Боевые дни» и «Наука ненависти», писал плакаты на партизанскую тематику, делал роспись в зданиях Кирова.

Чарушин тесно работал с ленинградским фарфоровым заводом, не только придумывая изображения для росписи, но и изобретая способы их нанесения на готовые изделия. После окончания войны увлекался лепкой миниатюрных фигурок зверушек.

Сочиняя прозу, художник часто отклонялся от литературного языка и принятых стилистических канонов, используя жаргонизмы и вульгаризмы. Его произведения будто не придуманы, а пережиты самим автором. Евгений Иванович не изображал животный мир похожим на мир двуногих, отвергая такой прием, как антропоморфизм.

Каждое живое существо художник представлял загадкой, передавая таинственность отсутствием четких очертаний и несколько размытым изображением. Штрихи и пятна без контура – своеобразная манера Чарушина, эдакий анималистический импрессионизм.

В том, что Евгений Чарушин обожал животных, нет никаких сомнений – достаточно взять в руки любую проиллюстрированную им книгу или собственное произведение. Образы Патрикеевны, Топтыгина, Волчишки и других зверушек – свидетельство безграничной любви автора ко всему живому.

Дом анималиста всегда был полон собак, кошек и птиц разных видов. Даже выходя на охоту, Чарушин шел не за добычей, а за единением с природой, познанием повадок и инстинктов. К тому же, это чисто мужское занятие привлекало его возможностью погрузиться в мир ритуалов, легенд и мифов.

Евгений Иванович был настоящим народным умельцем, смастерившим множество полезных поделок. Он даже получил патент на одно их изобретений – колесо, бегающее по поверхности воды.

В молодости автор прозаических произведений пробовал себя на поэтическом поприще. Став взрослым, высказывался об этом опыте негативно.

Чарушин был неплохим пловцом и хорошо играл в шахматы. Но к «гимнастике для ума» относился так же, как и к искусству – не любил нарушать гармонию математическими расчетами.

В личной жизни иллюстратора и писателя было спокойствие и счастье. Молодой художник женился в 1928 году, с супругой Натальей Зоновой жил дружно и в ладу. У пары родился сын Никита, ставший единственным наследником и продолжателем творчества отца. Своему любимому ребенку Евгений Иванович посвятил сборник рассказов «Никитка и его друзья». Никита Евгеньевич Чарушин является автором иллюстраций ко многим произведениям, его работы представлены в Третьяковке, государственном Русском музее, экспозициях зарубежных галерей.

После смерти иллюстратора состоялась выставка в ГДР, где его работы удостоились высшей награды – золотой медали.

 

Администрация сайта будет признательна за предоставление дополнительной информации о художнике.

SOVART6

Интернет-магазин «Sovart Gallery» так же рассматривает обмен, либо выкуп предметов живописи и графики. Мы определяем цену, исходя из художественной ценности и состояния предмета изобразительного искусства. Фотографии и описания Вы можете отправить нам на эл. почту sovart.gallery@yandex.ru, либо в Whatsupp по номеру телефона +7(977) 328-78-72.

 

Интернет-магазин «Sovart Gallery» – это удобный сайт, который рассчитан на любителей живописи и изобразительного искусства. Наш сайт поможет Вам не только приобрести живопись, но и выгодно продать или обменять.

В «Sovart Gallery» Вы можете увидеть классические и современные работы, представляющие интерес коллекционеров, а также стильные авторские работы для оформления интерьеров. Все работы, представленные на нашем сайте, являются оригинальными, покупая у нас, вы так же приобретаете гарантию качества и подлинности.

Миссия команды «Sovart Gallery» — предоставить консультации и помощь при покупке и продаже, объективно оценить предметы искусства, которыми вы обладаете. Наши специалисты будут рады помочь найти достойного клиента с целью выгодно продать, либо, напротив, найти и приобрести редкий экземпляр для пополнения вашей личной коллекции.

 Всегда к Вашим услугам!

Команда интернет-магазина «Sovart Gallery»

Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить