Климова Нина Тимофеевна (1922-2002)
Искусствовед, художник, историк- исследователь кружева и вышивки.
Историк народного искусства тонко чувствовала и воспринимала русское народное творчество, его глубину и многогранность, его простоту и сложность, его ясность и загадочность. Многое непознанное и нераскрытое призывало её к серьёзному исследованию старинных видов народного искусства - вышивки, ткачества, кружева, народного костюма. Этому и посвящает свою творческую жизнь Нина Тимофеевна. Она прошла серьёзную научную школу. Окончила в 1951 году Московское художественно-промышленное училище им. М.И Калинина. Здесь состоялось её первое знакомство с народным искусством России. Здесь изучались характерные особенности русских народных орнаментов и композиционных решений. Здесь познавалась роль ритма узора, значение пропорций рисунка, его цветовое звучание и характер сюжета. Здесь Климова стала художником по декоративному ткачеству, научилась ткать и вышивать.
В 1952 году она поступила в МГУ им. М.В. Ломоносова на искусствоведческое отделение исторического факультета. Преподавателями и наставниками Нины Тимофеевны были такие знатоки и исследователи древнерусского искусства, как Виктор Михайлович Василенко — искусствовед, поэт, мыслитель (потомок знаменитого украинского философа Григория Сковороды), Михаил Андреевич Ильин — искусствовед, блестящий исследователь древнерусской архитектуры и декоративно-прикладного искусства, Алексей Николаевич Свирин — один из удивительных учёных, тонкий знаток древнерусской иконописи и шитья — хранитель этого раздела экспонатов в Государственной Третьяковской галерее.
Климова одновременно училась в университете и работала в Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской Игоря Грабаря. Сотрудники мастерской часто выезжали в командировки в различные музеи страны. Это давало возможность внимательно изучать музейные фонды, фотографировать и зарисовывать материалы музейных коллекций, накапливая их для дальнейшей научной работы.
В начале 1960-х годов Н.Т.Климова перешла на работу хранителем одежды и тканей Государственной Оружейной палаты Московского Кремля. Собрание одежды и тканей Оружейной палаты по своим художественным достоинствам представляет ценность мирового значения и является богатейшим источником для изучения древнерусского орнаментального искусства. И эти сокровища открылись для Нины Тимофеевны. Богатая вышивка золотом и шелками, золотное орнаментальное кружево, жемчужные узоры и другие приёмы были непременным украшением одежд высших лиц Русского государства XVI—XVIII веков. Драгоценные ткани - бархат, аксамит, золотые ткани, камка и другие с великолепными ткаными узорами поступали из Византии, Италии, Франции и стран Ближнего и Дальнего Востока.
Художественное оформление парадных костюмов, которые шились из этих тканей, поручалось лучшим русским мастерицам, в совершенстве владевшим всеми приёмами золотного шитья, плетения золотного кружева, низания жемчуга. Эти мастерицы, опираясь на народные традиции, создавали истинные шедевры русского народного искусства. И было ценным даром судьбы для исследователя видеть и иметь возможность изучать эту красоту по подлинникам.
Во второй половине 1960-х годов. Н.Т.Климова переходит на работу в Научно-исследовательский институт художественной промышленности РСФСР (НИИХП). В 1970-х годах ХХ века институтом выпускается справочник «Художественные промыслы РСФСР», в создании которого вместе с коллективом искусствоведов и художников участвовала и Н.Т.Климова.
Книгу «Основы художественного ремесла», выпущенную в 1978 году, также создавал большой коллектив сотрудников института. Статью о народной вышивке написала Н.Т.Климова. В 1980-х годах в сборниках трудов НИИХП были опубликованы её исследования «Русский народный костюм Горьковской области» (1981), «Цветное михайловское кружево в творчестве заслуженного художника РСФСР Д.А.Смирновой (1982). В 1982 году вышла книга коллектива авторов института «Художественные промыслы РСФСР» под редакцией В.Г.Смолицкого. Это был опыт создания учебного пособия для учащихся художественно-промышленных училищ. В ней в доступной форме изложены основные положения современной науки о народном искусстве и художественных промыслах России. Статьи «О народной вышивке» и «О русском народном кружеве...» написаны Климовой. В 1983 году была опубликована новая работа Нины Тимофеевны - «Народная вышивка Горьковской области» (Рассказы о народном искусстве). Книга является первой попыткой широкого показа и глубокого анализа вышивки одного из больших традиционных районов народного искусства - бывшей Нижегородской губернии, а также творчества мастеров предприятий народных художественных промыслов в 1920-1980-х годах ХХ века. Автор отмечает, что известный собиратель народных орнаментов В.В.Стасов назвал эти народные вышивки на полотенцах и подзорах «чем-то вроде наивной галереи русского крестьянина». Ведь они украшали избы во время праздников. И узоры на подзорах и полотенцах с изображением цветущих кустов, птиц, коней и различных сказочных существ, а также сюжеты с изображением сказочных замков, женских и мужских фигур в местных и модных городских костюмах действительно представляли галерею удивительных своеобразных «картин», созданных богатой фантазией местных народных художниц. Эта книга, как и все предыдущие и все последующие работы автора, ценна тем, что до тонкости изучены и раскрыты сами способы и приёмы выполнения вышивок, которые связаны не только со структурой ткани, но и с характером образуемого узора - его графическими возможностями.
Знание техники золотого шитья (время работы Климовой в хранилищах Оружейной палаты Московского Кремля) позволяет ей тонко подметить, что приёмы древней вышивки золотыми нитями живут в изделиях золотого шитья и в XIX веке. «Петельчатый шов», состоящий из золотых и серебряных упругих петель, густо заполнявших основные мотивы орнамента, как сообщает автор, появился в золотой вышивке Московской Руси, когда мастерицам приходилось украшать светскую и церковную праздничную одежду из драгоценных тканей (в т.ч. из аксамита). И что именно аксамит дал основание для появления в золотном шитье высокорельефного узора из петель, который получил название «на аксамитное дело». И ещё о древних традициях золотого шитья. Климова отмечает, что золотая вышивка народных головных уборов XVIII - начала XIX века нижегородских вышивальщиц продолжала традиции древнерусского золотошвейного орнамента, особенно так называемых «разметных трав».
1990-е годы для Н.Т.Климовой - это годы активной работы. Она написала ряд статей, продолжающих исследование народного искусства вышивки и кружева. Причём находила никем не исследованные темы, такие, как - о двуглавом орле, об архитектуре, о каретах и других средствах передвижения, изображение которых часто встречается в сюжетах народной вышивки, кружева и ручного ткачества.
Продолжая исследование русского народного кружева Климова в 1993 году опубликовала книгу «Народный орнамент в композиции художественных изделий», цветное коклюшечное кружево. Так полно и вдохновенно ещё никто не писал о русских народных цветных кружевах.
В 2002 году вышла её последняя книга «Русские народные праздничные головные уборы XVIII — начала XX века». Она рассказывает об ансамбле русского народного костюма, о цветовой гармонии, его красочности и о великолепии народных головных уборов.
Значение русского народного искусства для нашего времени неоценимо. В нём живёт душа народа. В нём сосредоточены чаяния, надежды, стремления поколений многих народных мастеров, понимание красоты, поэтическая фантазия народа. Нина Тимофеевна своим титаническим трудом подняла неисследованный пласт народного многовекового творчества. Своей потрясающей работоспособностью и творческим талантом открыла нам красоту и духовность русского народного художника, музыкальность ритмов узоров вышивки и кружева, оригинальность и пластику русского народного орнамента.
Администрация сайта будет признательна за предоставление дополнительной информации о художнике.
Интернет-магазин «Sovart Gallery» так же рассматривает обмен, либо выкуп предметов живописи и графики. Мы определяем цену, исходя из художественной ценности и состояния предмета изобразительного искусства. Фотографии и описания Вы можете отправить нам на эл. почту sovart.gallery@yandex.ru, либо в Whatsupp по номеру телефона +7(977) 328-78-72.
Интернет-магазин «Sovart Gallery» – это удобный сайт, который рассчитан на любителей живописи и изобразительного искусства. Наш сайт поможет Вам не только приобрести живопись, но и выгодно продать или обменять.
В «Sovart Gallery» Вы можете увидеть классические и современные работы, представляющие интерес коллекционеров, а также стильные авторские работы для оформления интерьеров. Все работы, представленные на нашем сайте, являются оригинальными, покупая у нас, вы так же приобретаете гарантию качества и подлинности.
Миссия команды «Sovart Gallery» — предоставить консультации и помощь при покупке и продаже, объективно оценить предметы искусства, которыми вы обладаете. Наши специалисты будут рады помочь найти достойного клиента с целью выгодно продать, либо, напротив, найти и приобрести редкий экземпляр для пополнения вашей личной коллекции.
Всегда к Вашим услугам!
Команда интернет-магазина «Sovart Gallery»