г.Новосибирск
Русское, советское и современное искусство
Classic Russian, Soviet and Contemporary art
Главная / Галерея / Художники / М / Магарил Е.М.

Магарил Е.М.

Магарил Е.М.

Магарил Евгения Марковна (1902-1987) 

Русский советский художник-авангардист, график, акварелист. 

Родилась 8 (21 июня по новому стилю) 1902 года в Витебске в семье печника. Окончила три курса Витебского художественно-практического института. Училась сначала у Марка Шагала, затем у Казимира Малевича (Школа УНОВИСа). В годы учения познакомилась с В.М. Ермолаевой, Л.М. Лисицким, К.Л. Богуславской. Член группы художников «Утвердители нового искусства» (УНОВИС), куда входили Эль Лисицкий, Илья Чашник, Лазарь Хидекель, Николай Суетин и др. В 1922 году переехала в Петроград, но не последовала за своим учителем Малевичем, а продолжила обучение в Академии художеств под руководством футуриста М.В. Матюшина в Мастерской пространственного реализма. Про неё критики писали, что она «не вписалась в квадрат».

В 1922-1926 гг. Евгения Магарил училась в Всероссийской Академии художеств в Ленинграде в Мастерской пространственного реализма Михаила Матюшина. «Магарил стихийно талантлива. Ей не хватает организованного подхода, и её картины, очень содержательные, страдают от несходства содержания и формы. Но она работает над собой вовсю», писал М.В. Матюшин в своей рукописи «Творческий путь художника» в 1933-1934 гг. Е. Магарил, наряду с другими художниками, входила в основную группу «школы Матюшина».

Еще будучи студенткой на практике Евгения Магарил работала на Иваново-Вознесенской ситцевой фабрике по изготовлению рисунков для ткани. В 1926 г. Магарил окончила Всероссийскую Академию художеств. Свидетельство об окончании Академии выдано на основании акта квалификационной комиссии, рассмотревшей предоставленные эскизы и этюды последней постановки 4 курса на мастерство.

Не заимствуя напрямую идеи и методы корифеев авангарда, художница предпочитала свободу изобразительной лексики. В своем творчестве она была далека от методов построения искусства авангардистами, с которыми работала. Степень влияния на нее К. Малевича была не такой сильной, как на других членов УНОВИСа. Серьезное воздействие на Магарил оказала система цветоведения М. Матюшина, выработавшего общие закономерности изменяемости цвета и формы, их влияний друг на друга.

После окончания академии в 1927-1929 гг. Евгения Магарил работала художником по тканям на фабрике им. Петра Алексеева в Шлиссельбурге. С 1929 г. и на протяжении всей жизни до пенсии работала учителем рисования в ленинградских школах.

Еще в 1923 г. Магарил вступила в группу «ЗОРВЕД» («Зрение и ведание»). С этого времени – участница многих выставок ленинградских художников. В 1930 г. приняла участие в выставке группы художников-учеников М.В. Матюшина «КОРН» (Коллектив расширенного наблюдения) в Ленинградском доме работников искусств.

В 1930-1932 гг. начала совершать ежегодные творческие поездки по стране, первые поездки – в совхозы под Уральском и на стройки Магнитогорска.

Большинство довоенных работ художницы погибло во время блокады. Сохранилась довоенная графика художницы: это точно передающая характер изображаемых серия портретных рисунков, выполненная в 1939 году на пароходе «Механик» во время путешествия по Волге, включающая в себя портреты матросов и кочегаров, работающих на судне, и беззаботных отдыхающих.

После начала Великой Отечественной войны Евгения Магарил оставалась в блокадном Ленинграде. Продолжала преподавать в школе. Вела альбом блокадных зарисовок. Создала цикл акварельных работ («На улице. 25 марта 1942», «Блокадный хлеб», 1941) и ряд работ, выполненных в специфическом «блокадном» материале. Для рисования она использовала акварель и самодельную смесь угля, сажи и льняного масла («Художник работает», «За рисованием», «Очередь за хлебом», 1942). Блокадные работы художницы поражают яркостью красок, их обилием и насыщенностью, контрастом с бесцветной и безрадостной действительностью. Мир, созданный в рисунках Е. Магарил того периода, наполнен жизнью, его не коснулись внешние печальные обстоятельства. Цвет здесь имеет сильное эмоциональное воздействие, ассоциируясь с жизнью и приближая иную, более радостную реальность, помогая выжить в тяжелейшее время. Даже попав в больницу весной 1942 года, художница продолжает создавать яркие красочные рисунки, выполненные цветными карандашами («Медсестра у больной», «В стационаре», «Читающая»).

Камерны и наполнены глубоко личными сюжетами ее наблюдения за работающим мужем-художником, которого она день за днем изображает, словно ведет дневник, пытаясь запомнить последние месяцы вместе (вскоре он погибнет на фронте): «Художник работает», «За рисованием». Пожалуй, только в автопортретах видно, что стоит за жизнерадостностью и сочностью блокадных работ Магарил: лицо голодающей женщины становится все напряженнее, черты заостряются, краски блекнут. Позднее попросту не осталось красок и карандашей. Некоторые работы были выполнены ламповой копотью и сажей («Автопортрет», 1941). Многие ее работы блокадного периода впервые увидели свет в 1984 году на выставке «В час мужества» в Русском музее.

В августе 1942 г. Е. Магарил была вывезена из осаждённого Ленинграда в эвакуацию. В эвакуации в 1942-1945 гг. работала учителем рисования в г. Бийске Алтайского края. Вернулась в Ленинград в 1945 году. В 1947 году вступила в члены Ленинградского Союза художников.

В 1945-1951 гг. Е.М. Магарил преподавала акварель и рисунок в Ленинградском художественном училище.
В 1952 году, во время гонений на художников, Магарил была исключена из Союза художников за формализм: «её творчество не укладывается в рамки социалистического реализма».
В этот период Е.М. Магарил не перестала заниматься живописью, освоила технику цветной литографии, привнося в нее особую живописно-экспрессивную ноту. В последние десятилетия ее любимым жанром стал акварельный портрет. Цель многочисленных работ этого периода - передать не столько внешний облик моделей, сколько их внутреннее содержание, особенности характера, их индивидуальность.
С 1957 года ежегодно участвовала в ленинградских и во всесоюзных выставках.
С 1963 года работала в технике цветной литографии, сотрудничала с Экспериментальной графической мастерской Ленинградского отделения Союза художников.

После войны Е.М. Магарил продолжала преподавать рисование детям. С конца 1950-х годов во время хрущевской оттепели русский авангард 1920-х годов уже не был табу в СССР. В 1966 году Магарил была восстановлена в членстве Союза художников. В 1974 и 1984 гг. в Ленинграде прошли персональные выставки Евгении Магарил.
Но в то же время она всегда оставалась сама по себе. Власти не вмешивались в ее работу, но и не обращали на нее особого внимания. Их больше интересовали более известные художники-нонконформистов 1970-х и 1980-х годов.
Евгения Магарил провела остаток жизни в обычной коммунальной квартире в Ленинграде. Когда она умерла, судьба ее работ сложилась трагически — пожар в мастерской уничтожил три четверти творчества художницы. Евгения Магарил всю жизнь демонстрировала последовательное следование своему творческому кредо в недружественной обстановке. Но и по сей день она незаслуженно остается в тени своих учителей.

Евгения Марковна Магарил умерла 7 февраля 1987 года в Ленинграде в возрасте 84 лет.

Произведения художницы находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв., в частных собраниях России, Беларуси, США. Однако, она до сих пор остается неизвестна широкой публике, многие ее работы никогда не выставлялись.
 

Администрация сайта будет признательна за предоставление дополнительной информации о художнике.

SOVART6

Интернет-магазин «Sovart Gallery» так же рассматривает обмен, либо выкуп предметов живописи и графики. Мы определяем цену, исходя из художественной ценности и состояния предмета изобразительного искусства. Фотографии и описания Вы можете отправить нам на эл. почту sovart.gallery@yandex.ru, либо в Whatsupp на номер телефона +7(977) 328-78-72.

 

Интернет-магазин «Sovart Gallery» – это удобный сайт, который рассчитан на любителей живописи и изобразительного искусства. Наш сайт поможет Вам не только приобрести живопись, но и выгодно продать или обменять.

В «Sovart Gallery» Вы можете увидеть классические и современные работы, представляющие интерес коллекционеров, а также стильные авторские работы для оформления интерьеров. Все работы, представленные на нашем сайте, являются оригинальными, покупая у нас, вы так же приобретаете гарантию качества и подлинности.

Миссия команды «Sovart Gallery» — предоставить консультации и помощь при покупке и продаже, объективно оценить предметы искусства, которыми вы обладаете. Наши специалисты будут рады помочь найти достойного клиента с целью выгодно продать, либо, напротив, найти и приобрести редкий экземпляр для пополнения вашей личной коллекции.

 Всегда к Вашим услугам!

Команда интернет-магазина «Sovart Gallery»