В день рождения Саввы Ямщикова, 8 октября 2020 года, в Пскове установили его трехметровую скульптуру. В руках у Ямщикова его знаменитый посох — подарок легендарного хранителя Пушкинского заповедника Семена Гейченко. Памятник стоит на улице Воеводы Шуйского, рядом с Покровской башней Окольного города: по преданию, именно здесь в 1581 году Богородица явилась кузнецу Дорофею и ее милостью псковичи отстояли город от войск польского короля Стефана Батория.
Савва Ямщиков является выдающимся деятелем русской культуры, искусствоведом и реставратором. Он родился в Москве в 1938 году. В семье старообрядцев и незаконно раскулаченных. Вырос в бараке на Павелецкой набережной. Отца не стало в 1941 году. Мама трудилась из последних сил, поддерживая двух сыновей. Помогала бабушка. Подрастая, сам занимался своим образованием и устройством в жизни. После школы Ямщиков поступил на искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. На первом курсе он увлекся искусством Древнего Египта. Начал изучать иероглифы, готовил курсовую работу о фаюмских портретах. Но на втором курсе студентов МГУ повезли на летнюю практику во Владимир и Суздаль. Эта поездка произвела на Ямщикова чрезвычайно сильное впечатление. "С той поры я собой не распоряжаюсь, — писал Савва Васильевич. — Влюбившись раз и навсегда в творчество мастеров Древней Руси, стараюсь служить верой и правдой делу охраны, реставрации и изучения памятников отечественного искусства".
Первое официальное место работы – отдел иконописи Всероссийского реставрационного центра имени академика Игоря Грабаря, здесь Ямщиков трудился более 20 лет. И считал эти годы самыми счастливыми. Одним из первых он стал заниматься вопросами возвращения культурных ценностей, вывезенных в годы Великой Отечественной войны. Во многом благодаря его усилиям возвращена в Псков из Германии православная святыня – икона Богородица Псковско-Покровская. Она была создана для увековечения и прославления небесного заступничества Богородицы при осаде Пскова войсками Стефана Батория в 1581 году. Икона содержит самое раннее изображение Пскова – бесценный, неисчерпаемый источник для изучения архитектуры и топографии древнего города.
Судьбы Пскова и Ямщикова неразрывны. Савва Васильевич посвятил много лет работе на Псковщине, спасая древнерусские памятники архитектуры и искусства. Об этих годах он написал книгу "Мой Псков".
Ямщиков привез в Псков и Андрея Тарковского. Вместе они подбирали натуру для съемок "Андрея Рублева": ряд сцен сняли в отреставрированном Покровском углу, а Изборская крепость и склоны Жеравьей горы подошли на "роль" древнего Владимира.
Савелий Ямщиков смог собрать уникальную выставку ста икон "Живопись древнего Пскова", отреставрированных под его руководством во Всероссийском реставрационном центре, которая легла в основу псковской музейной экспозиции. Сегодня трудно понять, какими неимоверными усилиями удалось Савве Ямщикову устроить в 60-х годах первую в сугубо атеистической стране выставку икон. А потом выставки пошли одна за другой: за свою жизнь Савва Ямщиков организовал их более 300, отреставрировал свыше 400 икон. Возродил для зрителя имена прекрасных художников и открыл новых.
Савва Ямщиков скончался в Пскове 19 июля 2009 года. Из Псково-Печерского монастыря приехали монахи и молились у его гроба всю ночь. Похоронен 22 июля 2009 года в Пушкинских Горах у храма Георгия Победоносца, рядом с могилой хранителя Пушкинского музея-заповедника Семёна Степановича Гейченко и около родового некрополя Осиповых-Вульф.
15.09.2023 / Автор: Елена Фролова