Кому из нас не знакомо, ставшим уже крылатым, выражение: «Художника обидеть может каждый»? Оно сразу вызывает смех или улыбку. Его произносят полушутя, когда кто-то далекий от творчества или не в меру горячий на высказывания начинает критиковать чье-нибудь произведение.
Несмотря на шутливую форму этой фразы, она во многом справедлива. Потому что, выставляя на показ работы, художник обнажает перед всеми свой внутренний мир, и в это время он, действительно, остается совершенно беззащитным перед любым обидчиком.
Однако в реальной, земной жизни большинство художников не так уж безобидны и уязвимы и, без сомнения, могут за себя постоять.
Знаменитый Леонардо да Винчи, создатель бессмертной «Джоконды» немало времени проводил за изучением окружающего мира. И помимо того, что проявил себя прежде всего, как великий живописец, успел еще сделать многое, как ученый, военный инженер, писатель, изобретатель, скульптор, музыкант. При такой невероятной загруженности, едва ли ему хватало времени для занятий физическими упражнениями. И можно было бы предположить, что какими-то особыми физическими данными он не обладал. Но известен один спор между ним и его столь же великим противником в искусстве —Микеланджело. Микеланджело был скульптором и большую часть времени проводил у мраморных глыб, высекая свои творения. Понятно, что при такой работе, требующей не просто крепкого, а железного здоровья, недостатка в силе он не испытывал. В том памятном споре о том чье искусство выше: живописца или скульптора, он высказался о живописцах, как об изнеженных созданиях, которые работают в чистеньких модных костюмчиках и ничего тяжелее кисточки никогда не поднимают. Леонардо ответил на это лишь тем, что велел своему слуге поднять с земли металлический брус толщиной чуть не в два пальца и, взяв его в руки, согнул пополам.
Микеланджело Меризи да Караваджо еще один знаменитый художник итальянец, живший, правда, веком позже Леонардо, которого сложно упрекнуть в беззащитности и неумении постоять за себя.
Он был знаком современникам не только своими поразительными картинами, среди которых самой известной, пожалуй, остается «Мальчик с лютней», но и своим диким, необузданным нравом. Вспыльчивый и гордый, он никому не давал спуску за нанесенную обиду или оскорбление. По этой причине Караваджо часто завязывал драки и провоцировал дуэли.
Однажды в одной из таких драк он, по несчастью, даже убил человека. Причины той ссоры до сих пор не известны. По мнению одних историков виной тому спор, возникший из-за ставок на игру, другие же утверждают, что ссора вспыхнула из-за дамы соперника Караваджо, которая была не то его женой, не то девицей легкого поведения.
Как бы там ни было, но тем убийством Караваджо навлек на себя много несчастий и до конца жизни вынужден был скрываться от правосудия в чужих краях, лишь только мечтая о прощении и своем возвращении на родину.
Пример Александра Дейнеки, который считается одним из крупнейших живописцев советского времени, также опровергает заблуждение о чрезмерной хрупкости художников. Дейнека знаменит тем, что создавал работы, прославляющие мощь и силу людей нового государства, которым было если не все , то очень многое по плечу. Его фигуры людей, почти полубогов можно было встретить повсюду и на крупных художественных выставках, и на плакатах, и на общественных зданиях, и на мозаичных панно станций метро. Ни для одного поколения художников он стал учителем и служил примером в искусстве.
Однако его творческий путь не всегда был безоблачен. И, порой, ему приходилось противостоять нелегким ударам судьбы. Был даже период, когда его искусство безжалостно критиковалось. Дейнеку обвиняли в формализме, в том, что его картины пусты и безыдейны, и что он попал под влияние западной химеры — тлетворного модернизма. В назидание даже, его, директора Московского института прикладного и декоративного искусства значительно понизили в должности, оставив руководить лишь одной кафедрой.
Но он никогда не сдавался. Бороться и жить с подобными трудностями ему помогал его несгибаемый характер, который он закалил еще в детстве и юношестве, активно занимаясь разными видами спорта.
Как-то его тренера по боксу именитого Александра Гетье, у которого Дейнека одно время брал уроки, спросили, не помнит ли он такого ученика? На что тренер ответил: «А это тот, который в художники подался! Жаль его, хороший мог бы быть боксер».
20.09.2020 / Автор Константин Капустин
Капустин Константин Евгеньевич — художник, дизайнер. Окончил УФРАЖВиЗ (Уральский Филиал Российской Академии Живописи Ваяния и Зодчества). Входил в 2004-2007 гг. в творческую группу KAZAHI, с которой реализовал несколько персональных проектов в Перми, Екатеринбурге и Москве. Также принимал участие в фестивалях современного искусства: «Пермь 36» (г. Пермь), «Мифы города» (г. Екатеринбург, г. Пермь) и «Стой! Кто идет?» (г. Москва). В свободное время пишет заметки и статьи об искусстве.