г.Новосибирск
Русское, советское и современное искусство
Classic Russian, Soviet and Contemporary art

Русов Л.А.

Русов Л.А.

Русов Лев Александрович (1926-1987)

Советский, российский художник, график, скульптор. Член Ленинградского отделения Союза советских художников. Представитель ленинградской школы живописи.

Родился в Ленинграде в семье служащих. Его родители имели крестьянские корни: отец Александр Семёнович Русов происходил из крестьян Нижегородской губернии, мать Ираида Семёновна Немцова была из костромских. Приехав в начале 1920-х годов в Петроград на заработки, так в нем и остались, не в силах уехать из этого города белых ночей, царственной красавицы Невы и удивительных по красоте и величию разводных мостов.

Глава семьи трудился на одном из промышленных предприятий Ленинграда, а мама занималась домом и воспитанием сына. Родители жили дружно, и Лев, будучи желанным ребенком в семье, с раннего детства жил в атмосфере любви и взаимопонимания. Главной мечтой родителей было дать сыну высшее образование, которое, по их мнению, было залогом счастливого и обеспеченного будущего. Поэтому к увлечению сына рисованием в младших классах начальной школы отнеслись довольно прохладно, посчитав это обычной детской прихотью, временной и несерьезной. И только время расставило все по своим местам.

Детское увлечение не прошло. В 1939 году по рекомендации школьного учителя рисования увлечение детства привело тринадцатилетнего паренька в изостудию Выборгского района Ленинграда, где он прозанимался параллельно с учебой в средней общеобразовательной школе вплоть до начала войны, которой суждено было внести серьезные коррективы в судьбу нашего героя. К счастью для него в декабре 1941 года Льва Русова вместе с матерью эвакуировали из блокадного города по льду замерзшей Ладоги на Большую землю и далее в Горьковскую область, где он провел два первых года войны.

Вскоре после приезда с Львом Русовым случилась трагедия, которая могла перечеркнуть все мечты юноши стать художником и, соответственно, изменить его судьбу. В результате несчастного случая Лев потерял правый глаз. Казалось, все: крах всех надежд и полная неопределенность в будущем. И в этой тяжелейшей ситуации проявился его характер, Лев не пал духом и от своей мечты не отступился, а в 1943 году после переезда в Кострому поступил в областное художественное училище. Приемная комиссия оценила природное дарование своего абитуриента и — главное — его несгибаемую волю и неукротимое стремление стать художником. Такому юноше просто нельзя было отказать…

В 1945 году Лев Русов возвратился в Ленинград. Город активно восстанавливался после перенесенной блокады. Русов перевелся в Таврическое училище (ныне Художественное училище имени Н. К. Рериха) на Таврической улице, 35 и продолжил обучение. Училище он окончил в 1947 году, а уже на следующий год поступил на первый курс живописного факультета Института живописи скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Педагогами Русова в Репинке были выдающийся советский живописец, график, профессор Юрий Михайлович Непринцев (1909–1996) и известный в те годы в Ленинграде советский живописец, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР Генрих Васильевич Павловский (1907–1973).
Здание Ленинградского художественного училища (Таврического училища) на Таврической ул., 35

Два года посещал знаменитую Репинку Лев Русов. Ему нравился и сам процесс обучения, и преподаватели, которые хвалили его, отдавая дань природному дарованию и удивительной работоспособности своего студента, но в 1950 году по состоянию здоровья Русов вынужден был оставить занятия в институте. При этом отрицать значительное влияние техники Непринцева и Павловского на творчество Льва Александровича в бытность последнего студентом ИнЖСА — значит сильно кривить душой. Ко всему прочему, и избранные темы работ Русова этого периода во многом копируют аналогичные его гениальных педагогов.

В течение пяти лет, с 1951 и по 1955 год, Русов преподает рисование в школах Кировского района, одновременно продолжая самостоятельно заниматься живописью, используя при этом опыт, приобретенный за время учебы в Репинке. Его работы находят живой отклик у товарищей по цеху в Ленинградском союзе советских художников, и молодой живописец начинает активно экспонировать свои работы на различных художественных выставках вместе с произведениями ведущих художников Ленинграда.

На весенних выставках 1954 и 1955 годов он представил работы "Девочка с бантом" (1954), "У моря" и "Портрет художника В. В. Кремера" (обе 1955), обратив на себя внимание как талантливый портретист.

В 1955 году Льва Александровича Русова принимают в члены Ленинградского союза советских художников по рекомендациям известных живописцев П. Д. Бучкина (1886–1965), Ю. М. Непринцева и В. В. Кремера (1899–1977). В эти годы Русов пробует свои силы в разных художественных стилях, работает в разных техниках, много экспериментирует в поисках собственного стиля. С одинаковым успехом пишет жанровые композиции, натюрморты, пейзажи, работает в технике масляной живописи, акварели и ксилографии.

Середина 1950-х годов в творческой биографии художника отмечена его многочисленными творческими командировками на Оредеж: сначала в Накол, а затем в Павшино, которые положили начало замечательной серии детских и юношеских портретов Русова. Среди них "Портрет Зои"(1957), двойной портрет сестер "Кира и Зоя"(1958), "Наташа"(1958), "Наташа", "Бантики" (обе 1960). В 1960-е ее дополнили портреты сына "Андрей с конём"(1963), "Портрет сына"(1965) и другие.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что лучшие работы Льва Александровича Русова были написаны художником в середине 50-х — начале 60-х годов прошлого века. Работы этого периода приходятся на пору наивысшего творческого подъема Русова — живописца и составляют наиболее ценную часть его разнообразного художественного наследия. Их отличает необычайная выразительность образов, смелость композиционных решений, безошибочный художественный вкус. Именно они принесли автору широкую известность и признание.

За десять лет Льву Русову удалось создать целую галерею портретов, обогативших разнообразные типы и виды современной портретной живописи. Начало ей положили женские образы, среди которых выделяются портреты жены и молодых женщин из круга общих знакомых. Среди них и "Портрет Н. Орловой" (1956), и "Портрет Е. Балебиной" (1956), и "Портрет молодой женщины в красном" (1956), и, конечно, "Портрет молодой женщины" (1957).

Лев Александрович обладал редким и удивительным даром улавливать мимолетные состояния натуры, быстро воплощать на холсте живописную идею — сразу и необычайно убедительно. Созданные им образы сочетают выразительность индивидуальных характеристик с ярким воплощением типичных черт современников. Отличительными особенностями его живописной манеры являлись мощный живописный язык, широкое письмо, острая композиция, особый интерес к ракурсам.

Полотна Русова вообще уникальны своими необычными ракурсами. Сложно припомнить второго такого отечественного мастера минувшего столетия, которому при помощи простой, но неуловимо изящной, умной и тонкой смены угла зрения удавалось бы так мастерски раскрывать характеры и придавать настроение композиции.

В 1955 году в жизни Льва Александровича произошли две встречи, оказавшие серьезное влияние на всю его дальнейшую как личную, так и творческую судьбу. Судьба подарила ему встречу с Екатериной Васильевной Балебиной (родилась 29 декабря 1933 года), дочерью В. А. Балебина, прославленного летчика-торпедоносца, Героя Советского Союза, которая спустя четыре года стала его женой, позже матерью сына и главной музой. Удивительно живая и очаровательная женщина, полная самопожертвования, она позировала Русову в качестве модели для многих его картин. Ее безграничная любовь поможет создать и на протяжении всех последующих лет сберечь тот мир, в котором в полную силу раскроется и засверкает творческий дар художника.

В этом же 1955 году состоялось знакомство Русова с Е. А. Мравинским, переросшее в последующие годы в крепкую многолетнюю дружбу, результатом которой стали несколько портретов выдающегося дирижера, созданными на протяжении 1950–1980 годов.

Период 1954–1960 годов в творчестве Русова характеризуется его обращением к сложному историческому жанру, в результате которого появилась серия из восьми картин по мотивам романа Шарля де Костера "Легенда об Тиле Уленшпигеле". Выбор темы и ее образное воплощение были созвучны настроениям ранней хрущевской "оттепели" и личным свободолюбивым устремлениям автора.

Указанные работы и прежде всего двойной портрет "Тиль и Ламме" интересны еще и тем, что художник наделил Тиля чертами внешнего сходства с собой. Это делает его уникальным в творческом наследии художника, поскольку автопортреты Льва Русова неизвестны. Потеряв в эвакуации глаз, он не любил фотографироваться и не позировал для автопортретов.

1970-е годы в творчестве Льва Русова были посвящены двум великим современникам художника — Д. Д. Шостаковичу и Е. А. Мравинскому, которых живописец представил на картине "Ленинградская симфония. Дирижирует Е. А. Мравинский"( 1980). Русов долго работал над замыслом и композицией картины, отвергая один вариант за другим, и, в конце концов, пришел к единственному, который его полностью удовлетворил.

Очень интересны для понимания и изучения творчества Льва Русова работы художника в жанре натюрморта. Натюрморт у Русова всегда тесно связан с живописными и композиционными задачами, которые ставил перед собою художник в работе над портретом. Отсюда острота и свежесть композиционных решений, внутренний драматизм и напряжение в его работах этого жанра. Не случайно поэтому то, что по выразительности и глубине образов лучшие произведения Русова в жанре натюрморта не уступают его же известным портретам. Это выделяет их среди созданного в этом жанре в 1950–1970 годы. Среди работ Русова необходимо отметить полотна "Натюрморт с букетом" (1959), "Ноты и скрипка" (1964), "Кухня. Натюрморт" (1979).

В 1960–1980 году творческая жизнь Льва Александровича Русова была поделена между ленинградской мастерской, домом художника в Фонарном переулке и деревней Павшино на Оредеже, где на высоком берегу реки художник отстроил дом с мастерской и проводил ежегодно по многу месяцев. В эти годы художник редко экспонировал свои работы на выставках. Объяснение этому, по всей вероятности, стоит искать прежде всего в особенностях характера самого Льва Александровича. Будучи человеком независимых взглядов, талантливый, прямой, порой безжалостный в оценках и суждениях, поражавший близко знавших его своей чудовищной работоспособностью, он сторонился общественной жизни Союза, был нетерпим к любым проявлениям посредственности и откровенной халтур.

В середине 1960-х годов Русов неожиданно для многих увлекся деревянной скульптурой и русским народным эпосом. Отныне и до конца жизни это станет главной темой его творчества, потеснив живопись. Из его рук вышло множество превосходных скульптур — от маленьких фигурок до больших форм. Единственная прижизненная персональная выставка работ Льва Русова состоялась в 1970 году в Ленинграде в Физико-техническом институте имени А. Ф. Иоффе АН СССР.

В середине 1960-х годов Русов неожиданно для многих увлекся деревянной скульптурой и русским народным эпосом. Отныне и до конца жизни это станет главной темой его творчества, потеснив живопись. Из его рук вышло множество превосходных скульптур — от маленьких фигурок до больших форм. Единственная прижизненная персональная выставка работ Льва Русова состоялась в 1970 году в Ленинграде в Физико-техническом институте имени А. Ф. Иоффе АН СССР.

Лев Александрович Русов скончался 20 февраля 1987 года в Ленинграде на шестьдесят втором году жизни от болезни сердца. Сегодня его произведения находятся в музеях и частных собраниях в России, США, Норвегии, Великобритании, Швеции, Франции и других странах. 

 

Администрация сайта будет признательна за предоставление дополнительной информации о художнике.

SOVART6

Интернет-магазин «Sovart Gallery» так же рассматривает обмен, либо выкуп предметов живописи и графики. Мы определяем цену, исходя из художественной ценности и состояния предмета изобразительного искусства. Фотографии и описания Вы можете отправить нам на эл. почту sovart.gallery@yandex.ru, либо в Whatsupp на номер телефона +7(977) 328-78-72. 

 

Интернет-магазин «Sovart Gallery» – это удобный сайт, который рассчитан на любителей живописи и изобразительного искусства. Наш сайт поможет Вам не только приобрести живопись, но и выгодно продать или обменять.

В «Sovart Gallery» Вы можете увидеть классические и современные работы, представляющие интерес коллекционеров, а также стильные авторские работы для оформления интерьеров. Все работы, представленные на нашем сайте, являются оригинальными, покупая у нас, вы так же приобретаете гарантию качества и подлинности.

Миссия команды «Sovart Gallery» — предоставить консультации и помощь при покупке и продаже, объективно оценить предметы искусства, которыми вы обладаете. Наши специалисты будут рады помочь найти достойного клиента с целью выгодно продать, либо, напротив, найти и приобрести редкий экземпляр для пополнения вашей личной коллекции.

 Всегда к Вашим услугам!

Команда интернет-магазина «Sovart Gallery»

Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить