г.Новосибирск
Русское, советское и современное искусство
Classic Russian, Soviet and Contemporary art

Попов Н.Е.

Попов Н.Е.

Попов Николай Евгеньевич (1938-2021)

Советский, российский художник станковой, книжной и журнальной графики, художник-постановщик мультипликационных фильмов. Заслуженный художник России.

Николай Попов родился в 3 мая 1938 года в Саратове. В детстве хотел стать врачом. Рисовать начал, когда серьёзно заболел и на целый год оказался прикован к постели. Отец, разглядев в сыне художественный талант, предложил Николаю учиться изобразительному искусству.

В 1957 году Николай Попов поступил в Московский полиграфический институт (ныне Высшая школа печати и медиаиндустрии в составе Московского политехнического университета — ВШПиМ) на факультет художественно-технического оформления печатной продукции, который окончил в 1962 году.

Окончив институт, молодой график не стал связывать себя постоянной работой в издательствах. Необычно много для книжного художника Попов рисовал на натуре, объездив Север и Дальний Восток. Увлёкшись мультипликацией, выступил художником-постановщиком трёх лент. Вышедший на экраны в 1966 году рисованный фильм с элементами перекладки «Жил-был Козявин» считается одной из самых острых социальных лент советской анимации (наряду с «Человеком в рамке» Ф. Хитрука); выдающийся советский режиссёр С. А. Герасимов определил его как «социалистический сюрреализм — соцсюрреализм». В 1968 году появился короткометражный рисованный мультфильм для взрослых «Бегемот» (в составе альманаха «Калейдоскоп-68»), а в 1973-м — мультфильм «В мире басен».

Совсем иллюстрирование печатных изданий Николай Попов всё же не оставил: он сотрудничал с журналами «Знание – сила», «Мурзилка», «Юность» и др. Опыт журнального художника помог Попову выработать характерный почерк: точный и образный, выражающий нечто «неуловимое», который стал особенностью его художественной индивидуальности. В этот же период в издательствах «Мир», «Детская литература», «Художественная литература» время от времени выходили книги с его рисунками. Эти ранние работы не получили широкого резонанса.

Николай Попов много занимался литографией. Он создал станковую серию по мотивам «Реки Потудань» А. Платонова (1968). Сложная, фантасмагорическая композиция на тему «Неточки Незвановой» Ф. М. Достоевского, решённая в антипортретном, подчёркнуто психологическом ключе, в 1971 году получила Золотую медаль на Международной выставке-конкурсе искусства книги (IBA) в Лейпциге.

Известность к Николаю Попову пришла с появлением книги «Робинзон Крузо» Д. Дефо, которая увидела свет в 1974 году в издательстве «Художественная литература» (серия «Библиотека всемирной литературы»). Иллюстрации к роману — первая полновесная книжная работа Попова. В этих рисунках появилось то, что присуще большинству последующих работ Попова, — туманно-цветовая среда, в которой витают фигуры и предметы.

Иллюстрации к «Робинзону Крузо» представляли собой подкрашенные вручную литографии. Не стилизуя их под рисунки в первых изданиях романа, Попов, однако, сумел создать полное впечатление «рассказа» от первого лица. Его иллюстрации — словно пожелтевшие листы старого дневника, сохранившие собственноручные зарисовки и записи героя. Экономя бумагу, как это делал бы Робинзон, Николай Попов на одном листе изображает всё, что окружало героя романа и что его волновало. При этом художник уделяет большое внимание деталям (вплоть до бытовых мелочей) и, как и Дефо, сохраняет беспристрастность: он исследует судьбу и образ мыслей героев романа через подчёркнутую наглядность предметного мира Робинзона. Свое личное отношение к этой работе Попов сформулировал так: «Сидящая в каждом из нас с детства потребность жить творчески не удовлетворяется жизнью в мире готовых вещей и привычных спасительных условностей, а хочет проявиться и проверить себя: “а каков я сам, что я могу своими руками в условиях первозданной природы” <…> В этом смысле мы все немножко Робинзоны». В 1975 году за иллюстрации к «Робинзону Крузо» Николай Попов получил Гран-при на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе.

Вторая значимая работа Николая Попова — иллюстрации к сборнику избранных сказок «Тысячи и одной ночи», который был издан в 1975 году также в серии «Библиотека всемирной литературы». На сей раз художник словно посмотрел на мир сказки глазами насмешливого современника, намеренно смешивающего вымысел и правду. Иллюстрации выполнены в технике офорта, акватинты, с использованием акварели; в 1977 году они принесли художнику Золотую медаль на Международной выставке-конкурсе искусства книги (IBA) в Лейпциге.

В 1979 году Николай Попов создал серию офортных листов к поэме А. Блока «Двенадцать». Эта работа считается одной из самых важных в творчестве художника. В ней стало очевидным стремление Попова к «станковости» в книжной иллюстрации, ранее неоднократно отмеченное искусствоведами: художник сосредоточился на возможностях изображения как такового. Кроме того, в этой серии офортов отчётливо проявилась характерная черта таланта Попова, которую можно определить как фантастический реализм. Николай Попов прочитал «Двенадцать» как произведение, в котором прошлое сталкивается с настоящем, реальное с ирреальным. Главным композиционным мотивом и действующей силой стало бесконечное непрерывное пространство, размеченное редкими сооружениями — высокими и узкими фрагментами городских зданий («углами домов», по словам самого художника), которые смыкаются в различных комбинациях. В этом решении много театральности: «Оптимальный вариант — сцена, — говорил Попов. — Оставалось только нарисовать декорации и продумать мизансцены». Серия офортов не издавалась очень долго. Поэма «Двенадцать» с иллюстрациями Николая Попова была напечатана только в 2017 году.

Художественную концепцию единого пространства, проходящего через всю книгу, Николай Попов использовал во многих работах. Этот приём, в частности, помогал художнику устанавливать связи между отдельными иллюстрациями, преодолевая таким образом определенную статичность, замкнутость, к которым неизбежно тяготеет станковое изображение. Так решены иллюстрации в изданиях, укрепивших известность Попова: «Сказки и легенды Португалии» (1980), «Дверь на лугу» (1980), «Трынцы-брынцы, бубенцы» (1984), «Мифы, легенды и сказки Бразилии» (1987). Сказки привлекли художника фольклорно-мифологической глубиной и фантастической атмосферой.

Очень интересной работой стал цикл иллюстраций к басням И. А. Крылова. Основная идея: создание политипажей-памятников: памятников Ослам, Львам, Волкам, Лисицам... «Сто басен И. А. Крылова» были изданы в 1990 году, а в 1991-м за иллюстрации к ним Попову была присуждена Серебряная медаль Академии художеств СССР.

В 1995 году в Швейцарии одновременно на немецком и французском языке вышла одна из самых известных книг Николая Попова — полностью им нарисованная «бессловесная» книга «Зачем?» («Warum?», «Pourquoi?»). В основе книги — одноимённая сказка Дж. Элшнер о том, как мышонок решил отобрать цветок у лягушонка, и что из этого вышло. А вышла — самая настоящая война, в которой проиграли все, потому что цветущий луг превратился в выжженное поле. К созданию этой книги художника побудили воспоминания о собственном детстве, пришедшемся на военные годы, и надежда: «Я нарисовал эту книгу потому, что мне кажется: если дети поймут бессмысленность войны, увидят, насколько легко поддаться насилию, возможно, они будут бороться с ним в будущем». «Зачем?» Николая Попова — сильное антивоенное послание и блистательная работа художника — вскоре после выхода в свет была признана лучшей книгой для детей в Швейцарии, Германии, Австрии. В 2000 году имя художника внесли в Почётный список Международного совета по детской книге (СССР – Россия); на конгресс IBBY было представлено швейцарское франкоязычное издание. В России книга вышла спустя много лет, в 2015 году, в издательстве «РИПОЛ классик».

Оригинальную концепцию оформления сборника драматургии А. Платонова Николай Попов предложил издательству «Вагриус». По словам художника, Платонов «изобрёл свой язык для характеристики эпохи “Великого Абсурда”, язык непереводимый, язык чудовищный, как неповоротливая архаика филоновской графики». Ближайшим изобразительным аналогом этого языка Попов выбрал «гулаговскую» эстетику и оформил «Ноев ковчег» (2006) фотокомпозициями артобъектов, сделанных из ржавого железа.

Николай Попов — один из тех художников, кто поднял отечественную книжную графику на новый уровень. Отодвинув на второй план внешнюю занимательность и сюжетные подробности произведения, он сосредотачивается на духовной, философской стороне литературы. Книжная иллюстрация в исполнении Попова — это не дополнение или разъяснение текста, а его равноправный эквивалент, графическими средствами раскрывающий внутренний мир героев. Творческой манере Попова присущи изящество профессионального исполнения, откровенная эмоциональность, утончённая нервность, нескрываемая ирония и то, что называют фантастическим реализмом. Его основные книжные работы были выполнены в 1970–1980-х годах, но они по-прежнему воспринимаются как новаторские. Более того: их высокая художественная ценность становиться всё очевиднее.

Станковые листы и иллюстрации Николая Попова экспонируются с 1961 года. В частности, Попов был постоянным участником Международной биеннале графического искусства (IBA) в Лейпциге.

В 1967 году Николай Попов вступил в Союз художников России (МОСХ), в 1995-м стал членом Российской Академии графического дизайна.

Николай Попов много преподавал, читал курс лекций «Композиция» в Высшей академической школе графического дизайна, Московском Государственном педагогическом университете; проводил мастер-классы в Италии.

Николай Попов — обладатель многих дипломов, премий и наград. В 2010 году художник был номинирован на  (Hans Christian Andersen Award).

Работы Николая Евгеньевича Попова находятся в Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственном литературном музее, Пермской государственной художественной галерее, Словацкой национальной галерее (Братислава), Государственном муниципальном музее г. Бари (Италия), музее П. Людвига (Кёльн), Chihiro Iwacati art museum of the picture books (Токио), а также в частных собраниях в нашей стране и за рубежом. В Гoсударственной Третьяковской галерее произведения Николая Попова представлены в постоянной экспозиции «Искусство ХХ века».

SOVART6

Интернет-магазин «Sovart Gallery» так же рассматривает обмен, либо выкуп предметов живописи и графики. Мы определяем цену, исходя из художественной ценности и состояния предмета изобразительного искусства. Фотографии и описания Вы можете отправить нам на эл. почту sovart.gallery@yandex.ru, либо в Whatsupp на номер телефона +7(977) 328-78-72.

 

Интернет-магазин «Sovart Gallery» – это удобный сайт, который рассчитан на любителей живописи и изобразительного искусства. Наш сайт поможет Вам не только приобрести живопись, но и выгодно продать или обменять.

В «Sovart Gallery» Вы можете увидеть классические и современные работы, представляющие интерес коллекционеров, а также стильные авторские работы для оформления интерьеров. Все работы, представленные на нашем сайте, являются оригинальными, покупая у нас, вы так же приобретаете гарантию качества и подлинности.

Миссия команды «Sovart Gallery» — предоставить консультации и помощь при покупке и продаже, объективно оценить предметы искусства, которыми вы обладаете. Наши специалисты будут рады помочь найти достойного клиента с целью выгодно продать, либо, напротив, найти и приобрести редкий экземпляр для пополнения вашей личной коллекции.

 Всегда к Вашим услугам!

Команда интернет-магазина «Sovart Gallery»