Мессерер Борис Асафович (1933)
Советский, российский театральный художник, сценограф и педагог. Член Союза художников СССР/России. Академик Российской академии художеств. Член Президиума РАН.
Родился в Москве в семье артиста балета и балетмейстера Асафа Мессерера (1903-1992) и актрисы немого кино, художника по костюмам Анели Судакевич (1906-2002). В 1956 году окончил Московский архитектурный институт, где учился у художника и скульптора Александра Дейнеки, графика и иллюстратора Артура Фонвизина, архитектора Бориса Мезенцева. В 1956-1957 годах в составе авторской группы художников работал над созданием панно "Москва" для главного павильона выставки EXPO-58 в Брюсселе. В 1960 году Мессерер начал работать как театральный художник в Московском государственном театре "Современник". Его первой театральной работой стал спектакль по пьесе Вратислава Блажека "Третье желание". Им были оформлены спектакли "Белоснежка и семь гномов" (1961), "Старшая сестра" (1962), "Назначение" (1963), "Сирано де Бержерак" (1964), "Принцесса и дровосек" (1969).
В 1990-1997 годах Борис Мессерер занимал пост главного художника МХАТ (ныне МХТ) имени Чехова. В 2001 году оформил спектакль памяти артиста театра и кино Андрея Миронова "Андрюша" в Театре Сатиры. В 2002 году был сценографом постановки "Фауст" в Театре на Таганке. В 2013 году выступил художником спектакля "Синяя птица" в Театре кукол имени Образцова. В 1963 году Борис Мессерер дебютировал как художник музыкального театра на сцене Большого театра в балете "Подпоручик Киже" на музыку Сергея Прокофьева. В 1967 году создал декорации к балету "Кармен сюита" в оркестровке Родиона Щедрина. Впоследствии в Большом театре он оформил балеты "Конек-горбунок" Щедрина (1999) и "Светлый ручей" (2003) Дмитрия Шостаковича. В Театре имени Кирова (ныне Мариинский) Мессерер работал над постановкой "Левша" (1976). Также он оформлял музыкальные спектакли в Оперном театре Лейпцига, Театре оперы и балета имени З.П. Палиашвили (Тбилиси), Театре оперы и балета имени А.А. Спендиарова (Ереван). В 2014 году стал сценографом оперы-буфф "Школа жен" в Театре "Новая опера". В кино Мессерер был художником фильмов "Лев Гурыч Синичкин" (1974), "Двенадцать стульев" (1980), "Романовы: венценосная семья" (2000) и др.
Он является автором живописных серий "Самарканд – Бухара", "Сванетия", "Города Прибалтики", "Петербург. Белые ночи", "Балерины", "Интерьеры", "Беспредметные композиции", "Белые ночи". Создал серии крупноформатных многоцветных офортов "Натюрморты со старинными предметами", "Танцы в стиле ретро", а также серии акварелей "Таруса", "Портреты Беллы Ахмадулиной", "Цветы" и другие. Среди его многочисленных инсталляций – "Реквием по Венедикту Ерофееву" (2001), "Сказка о дожде" (1994-1995, 2002), "Посвящение Метрополю" (1994-2013), "Реквием по Венедикту Ерофееву" (1999-2013), "Обыск" (2013).
Он также был дизайнером ряда выставок в Центральном выставочном зале (Манеж), Государственном историческом музее, Музее декоративно-прикладного искусства в Москве. Его персональные выставки проходили в Московском доме художника (1990, 1993), Российской академии художеств (1994, 2005), ГМИИ имени А.С. Пушкина (2000, 2005), ЦВЗ – Манеж (2003), Третьяковской галерее (2008, 2013) и на других известных площадках. Выставки акварелей экспонировались в залах Москвы, Санкт-Петербурга, Тарусы, Перми, Кирова, Калуги, Тулы.
Мессерер многие годы занимался оформлением книг. В 1979 году он был одним из оформителей альманаха самиздата "Метрополь", в составлении которого приняли участие писатели Белла Ахмадуллина, Андрей Битов, Виктор Ерофеев.
Мессерер был дважды женат. Первой женой художника была балерина Большого театра Нина Чистова. Его сын от этого брака, Александр Мессерер, продолжил профессию отца, став художником. Второй супругой Бориса Мессерера была поэтесса Белла Ахмадулина (1937-2010). Двоюродной сестрой Бориса Мессерера была известная балерина Майя Плисецкая (1925-2015).
Администрация сайта будет признательна за предоставление дополнительной информации о художнике.
Интернет-магазин «Sovart Gallery» так же рассматривает обмен, либо выкуп предметов живописи и графики. Мы определяем цену, исходя из художественной ценности и состояния предмета изобразительного искусства. Фотографии и описания Вы можете отправить нам на эл. почту sovart.gallery@yandex.ru, либо в Whatsupp по номеру телефона +7(977) 328-78-72.
Интернет-магазин «Sovart Gallery» – это удобный сайт, который рассчитан на любителей живописи и изобразительного искусства. Наш сайт поможет Вам не только приобрести живопись, но и выгодно продать или обменять.
В «Sovart Gallery» Вы можете увидеть классические и современные работы, представляющие интерес коллекционеров, а также стильные авторские работы для оформления интерьеров. Все работы, представленные на нашем сайте, являются оригинальными, покупая у нас, вы так же приобретаете гарантию качества и подлинности.
Миссия команды «Sovart Gallery» — предоставить консультации и помощь при покупке и продаже, объективно оценить предметы искусства, которыми вы обладаете. Наши специалисты будут рады помочь найти достойного клиента с целью выгодно продать, либо, напротив, найти и приобрести редкий экземпляр для пополнения вашей личной коллекции.
Всегда к Вашим услугам!
Команда интернет-магазина «Sovart Gallery»