Богородский Фёдор Семёнович (1895-1959)
Советский художник, график. Художник театра, книжный график, плакатист.Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Сталинской премии. Член-корреспондент Академии Художеств СССР. Председатель Правления МОССХа.
Родился в Нижнем Новгороде в семье юриста Семена Федоровича Богородского. Мать художника — Екатерина Ефимовна Ширикова - крестьянка из деревни Уколово Воскресенского района Нижегородской губернии. В 1905-1914 годах учился в нижегородской гимназии, обучался игре на скрипке и акробатике. Тайком от родителей выступал в цирке. Печатал свои стихи в газете «Нижегородский листок». В 1910-1914 годах параллельно с учебой, занимался рисованием у В.А. Ликина и в художественной студии у Л.М. Диаманта.
В 1914-1916 годах учеба на юридическом факультете Московского университета. В университетские годы пробует себя в различных областях искусства. Как поэт принимает активное участие в студенческом «Обществе искусств и изящной литературы» при Московском университете. Увлекается футуризмом. Начало дружбы с В. Маяковским, В. Каменским, В. Хлебниковым. Занимается рисунком в художественной студии М.В. Леблана, у Леблана, П.А. Бакланова и М.М. Северова. Участвует в XVI-й выставке Периодической художественной выставке Нижегородского общества любителей художеств (Портреты, натюрморты, композиции - гуашь и темпера). Выступает эквилибристом в цирках Саламонского и Никитиных в номере «Человек без нервов». Снимается как акробат в трюковых фильмах.
В 1916-1918 годах служил в Российской армии. Во время войны был военным летчиком в морской авиации на Балтике, затем в авиационном отряде Юго-западного фронта. За храбрость награжден полным бантом Георгия.
В 1917 году летом вступил в Коммунистическую партию. Осенью во время одного из боевых вылетов его самолет был сбит немецкой артиллерией. Тяжело раненный, шесть месяцев находился на излечении в военном госпитале в Дубно.
В 1918 году демобилизованный по состоянию здоровья из армии, работал в следственной комиссии по особо важным делам революционном трибунале в Нижнем Новгороде, избирался членом Нижегородского горсовета. Одновременно работал как художник, журналист и поэт. Вступает в члены Нижегородского литературно-художественного кружка, участвует в XVII Периодической художественной выставке Нижегородского общества любителей художеств, выставляя портреты, натюрморты. Принимает участие в организации в Нижнем Новгороде «Дома искусств» и профсоюза художников-живописцев. Активно участвует в оформлении празднования первой годовщины Октябрьской революции. Содействует организации профсоюза журналистов, вступает в его члены. Много работает как журналист, печатая стихи и статьи по вопросам изобразительного искусства, театра, профсоюзной и партийной жизни в газетах «Рабоче-крестьянский нижегородский листок» и «Нижегородская Коммуна», постоянным сотрудником которой состоял по апрель 1919 года.
В 1919 году в январе назначен председателем отдела по особо важным делам при следственной комиссии Нижегородского губернского Революционного трибунала. Работает как журналист и художник. На «Первой выставке картин профсоюза художников-живописцев» участвует своей первой большой композицией «Крючники». В марте кооптируется Губкомом в секцию изобразительного искусства Нижегородской губернской Коллегии по делам искусств для организации государственных художественных мастерских. В мае уходит добровольцем на фронт гражданской войны. Назначается политкомиссаром Военной Донской флотилии, соединившейся впоследствии с Волжско-Каспийской флотилией, защищавшей Царицын. В конце июня был тяжело контужен в боях под Царицыном. После излечения в самарском госпитале назначен заведующим особым отделом Оренбургской губернской Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией. Принимает деятельное участие в организации Оренбургского профсоюза работников искусств, вступая в его члены.
В 1920 году в январе откомандировывается в Москву в ВЧК. Вскоре возбуждает ходатайство о переводе на работу в организации, деятельность которых связана с искусством. Направляется
А.В. Луначарским в Нижний Новгород на пост заведующего художественным отделом. Однако Нижегородский Губком назначает его начальником следственной части Революционного Военного трибунала Волжской области. В октябре переводится на профсоюзную работу членом президиума Нижегородского губернского правления Всероссийского профсоюза Рабис. Избирается председателем его художественно-живописной секции. Избирается членом Нижегородского горсовета.
В 1921 году избирается председателем Нижегородского губернского отдела Всероссийского профсоюза Рабис и фракции РКП(б). В октябре командируется в Москву на профсоюзную конференцию художников, где избирается членом президиума. Много работает как художник. Участвует на «Выставке картин бюро профсоюза работников искусств и секции Изо Подотдела искусств».
В 1922 году работает как театральный художник. Оформляет с художником А.В. Куприным спектакль «Стенька Разин» В. Каменского. Издается книжка стихов Федора Богородского «Даёшь!». В сентябре откомандировывается в Москву для завершения художественного образования во Вхутемасе. А.Е. Архипов принимает его в свою мастерскую на IV курс. Одновременно работает в цирке под псевдонимами «Человек без нервов» и «Ферри». Выступает эстрадным танцовщиком в «Матросском танце» с 3. Каюоссо и в номере «Ню и Ферри» с танцовщицей Анной Скопиной – первой женой художника. Руководит классом эксцентрики в авангардном театре Н.М. Фореггера. По приглашению Вс. Мейерхольда ставит танцы в спектакле «Озеро Люль» на сцене Театра Революции.
В 1922 – 1924 годах пишет статьи об искусстве эстрады и цирка в журналах «Зрелища», «Новый зритель», «Искусство и труд». На V Московской губернской конференции Рабис избирается членом правления московского профсоюза Рабис и заведующим культотделом Губрабиса.
В 1922 – 1928 годах избирается депутатом Моссовета. В 1923 году принимает деятельное участие в организации московского Горкома артистов эстрады и цирка. Избирается первым его председателем.
В 1924 году избирается первым председателем Горкома художников и ответственным секретарем Бюро секции изобразительных искусств московского губернского отдела профсоюза Рабис. Оканчивает Вхутемас. Вступает в члены АХРР. Осенью – творческая поездка в Крым.
В 1925 году продолжает профсоюзную деятельность в горкомах художников и артистов эстрады и цирка. Избирается членом Президиума АХРР. В июне направляется в творческую командировку в Чувашскую и Марийскую АССР для сбора материала к предстоящей 8-й выставке АХРР «Жизнь и быт народов СССР». Начало углубленной работы над жанровым портретом («Американская танцовщица», грузчики, беспризорные). Портреты беспризорных, впервые показанные на 7-й выставке АХРР, на выставках «Бытие» и «Жар-Цвет», принесли автору большой успех и были широко отмечены в прессе (Статьи и высказывания А.В. Луначарского, Ем. Ярославского и др.). Художник С.В. Малютин пишет портрет художника-моряка Федора Богородского (его местонахождение не установлено).
В 1926 году участвует на 8-й выставке АХРР картинами «Марек-охотник», «Марийка». Пишет цикл портретов на тему «Московское дно», показанных на 9-й выставке АХРР в 1927 году.
В 1927 году пишет картину «Прачка» (Гос. музей изобразительных искусств Туркменской ССР. Ашхабад) – одну из работ, поданных для защиты диплома на звание художника. Второй дипломной работой был «Беспризорный». Официальное вручение диплома об окончании Вхутеина с высшей наградой – заграничной командировкой. Работает над картинами «Грузчики» для юбилейной выставки художественных произведений, посвященной
10-летнему юбилею Октябрьской революции, и «Матросы в засаде» для 10-й выставки АХРР, посвященной 10-летию Красной Армии. Последняя удостаивается премии Реввоенсовета.
В 1928 году на I съезде художников АХРР выступает с докладом о создании федерации художественных обществ. Картина «Матросы в засаде» экспонируется на XVI Международной художественной выставке в Венеции. В июне уезжает с художником Г.Г. Ряжским в заграничную творческую командировку. Июнь–июль – Германия: Берлин, Дрезден, Нюрнберг, Лейпциг, Мюнхен. Изучение музеев и современного искусства. Зарисовки на улицах городов. Цикл берлинских пейзажей темперой и гуашью. Июль–октябрь – Италия: Рим, Неаполь, Капри, Флоренция, Падуя, Венеция. Изучение музеев и современного искусства. Встречи с итальянскими и русскими художниками –
С.Т. Коненковым, А.Е. Яковлевым, А.В. Исуповым, Н.Н. Лоховым. Делает серию пейзажей Венеции и Капри – акварель и гуашь, зарисовки на улицах. В Галерее Фьямма в Риме открывается небольшая выставка работ Богородского. В ноябре возвращается в Берлин. Пишет пейзажи рабочих окраин (темпера, масло). В рисунках—сюжеты классовой борьбы, жанровые сцены на улицах, в кафе, цирк, спорт. Делает эскизы костюмов и декораций, ставит русские танцы в Берлинской опере
(с балетмейстером В. Гзовским). Изучает музеи, посещает выставки и мастерские художников и скульпторов, членов Ассоциации революционных художников Германии: Кете Кольвиц, Алекса Кейля (Шандор Эк), Ганса Баллюшека, Отто Нагеля и других. Вступает в члены Ассоциации, принимает участие в организации ее деятельности.
В 1929 году зимой участвует на выставке Ассоциации революционных художников Германии серией рисунков, посвященных гамбургским плотникам-коммунистам, и на выставке картин русских, французских и немецких художников в Галерее Флехтгейма (Берлин). Встречается с русскими художниками, живущими в Берлине, – В.Д. Фалилеевым, Е.Н. Качура-Фалилеевой, И.Г. Мясоедовым, К.И. Горбатовым, Л.О. Пастернаком.
Знакомство с М. Горьким. Получает от него приглашение приехать работать к нему в Сорренто.
В 1929 – 1930 году с ноября по апрель живет в Сорренто у М. Горького. Работает над пейзажем, жанровым портретом – «Дочь рыбака» (Киевский гос. музей русского искусства), «Итальянка, несущая камни», «Итальянка с кувшином» портрет Стефана Цвейга, гостившего тогда у М. Горького, и др. Пишет картины на социальные темы – «Европа. Инвалиды войны» (ГТГ). «Итальянские рабочие и фашисты», «Женщины, несущие вино» (ГТГ) и др. В рисунках – социальная тематика, жанровые сцены в Неаполе и Сорренто. Делает много карандашных набросков и два портрета маслом М. Горького (Один был впоследствии уничтожен автором, местонахождение другого не установлено).
В 1930 году в мае возвращается в Москву. Июль–август – творческая командировка в Нижний Новгород. Пишет цикл волжских, городских и индустриальных пейзажей Нижнего Новгорода и Сормова.
В 1931 году осенью и зимой подготовляет работы для персональной отчетной выставки по заграничной командировке, открывшейся 1 марта в Гос. музее изящных искусств (около трехсот работ маслом, акварелью, темперой, гуашью, рисунки). Издан каталог выставки со вступительной статьей А.В. Луначарского. Выставка была широко освещена в прессе.
Весной уезжает на шесть месяцев в творческую командировку на Черноморский флот и в портовые города – Севастополь, Одессу, Новороссийск, Батуми и в Грузию. Пишет портреты краснофлотцев, пейзажи городов. В Тбилиси выступает с докладом о современном искусстве Запада. Избирается членом Центрального Совета АХР.
В 1932 году награждается почетной грамотой Центрального Совета АХР «За особые заслуги в борьбе за реалистическое искусство». Назначается членом комиссии технической экспертизы конкурсных проектов Дворца Советов. Назначается членом жюри юбилейных выставок «Художники РСФСР за XV лет» и 15 лет РККА». Пишет картины «Памяти Ленина» (ГТГ), «Братишка» (ГТГ), «Отец и сын» (ГТГ), «Снимаются у фотографа», «Семья снимается» и др. Участвует на выставках «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и на XVIII Международной художественной выставке в Венеции.
Вступает в Союз художников СССР.
В 1932—1958 годах избирался членом Правления МОССХа. В 1933 году пишет картину «На белых» (погибла во время Великой Отечественной войны в Краснодаре) и «Нашли товарища» (Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Эскиз в музее Революции СССР). Участвует на юбилейных выставках «Художники РСФСР за XV лет» в Москве и «15 лет РККА» в Москве и в Ленинграде (1934).
В 1934 году присутствует от художников на XVII съезде ВКП(б). Творческие поездки в Горький и в Севастополь. Участвует на XIX Международной художественной выставке в Венеции.
В 1935 году назначается членом выставочных комитетов юбилейных выставок «Индустрия социализма» и «20 лет РККА и Военно-Морского Флота». Творческие поездки вместе с группой художников от Оргкомитета выставки «Индустрия социализма» в июне в Донбасс, в июле – на Волгу в Васильсурск, в августе – на заводы Поволжья, в сентябре – в Донбасс, на Азовсталь, в Запорожье для сбора материала к картине «Проводы шахтеров на фронт в 1918 году». Пишет серию акварельных портретов шахтеров и пейзажи.
В 1936 году в июне–июле – творческая командировка совместно с Г.Г. Ряжским и Г.Г. Нисским в Севастополь для сбора материала к картине «Весть о победе» (написан был только эскиз).
В августе творческая поездка в Палех и Мстёру (пейзажи маслом и акварелью). В октябре едет в Донбасс для сбора материала к картине «Встреча стахановцев» (картина не была закончена). Пишет картину «Музыка» («Военный санаторий в Архангельском под Москвой»). Эскиз первого варианта находится в Калининской областной картинной галерее.
В 1937 году пишет картину «Проводы шахтеров на фронт». (Местонахождение не установлено).
В сентябре творческая поездка в Севастополь для сбора материала к картине «В поход» («За Родину») (ЦМ ВС СССР). Пишет портреты краснофлотцев.
В 1938 году участвует на выставке «ХХ лет РККА и Военно-Морского Флота» («В поход» и «Музыка»). Выходит из печати книга Ф. Богородского «Автомонография» с предисловием И.Э. Грабаря. Начало педагогической деятельности на вновь организованном при активном содействии Богородского художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии. Бессменно заведовал на нем кафедрой живописи и рисунка с 1938 по 1959 год. За это время факультет выпустил более трехсот художников кино.
В 1939 году утвержден в ученом звании профессора по кафедре живописи. В октябре командируется Оргкомитетом Союза художников СССР в Белосток для участия в работах Народного Собрания Западной Белоруссии.
В 1940 году приказом Комитета по делам искусств при Совнаркоме награждается Почетной грамотой «За энергичную и плодотворную работу по организации выставки «Индустрия Социализма». Осенью и зимой пишет серию пейзажей в Горках Ленинских (масло и гуашь). Работает над картиной «Расстрел». Пишет цикл портретов цирковых артистов.
В 1941 году участвует на выставке «Лучшие произведения советских художников». С начала войны активно работает в Правлении МОССХа. 16 ноября по решению правительства в числе ста художников эвакуируется из Москвы.
В 1942 году в Доме культуры села Воскресенского на Ветлуге Горьковской области (родине его отца) организует выставку «Героическое прошлое русского народа». Пишет картину «Возвращение партизан» и пейзажи. Проводит встречи-беседы с партийным активом Воскресенска. В сентябре возвращается в Москву. Участвует на выставке «Великая Отечественная война» картиной «До последней капли крови» (местонахождение не установлено). В октябре–декабре находится как военный художник в командировке в 92-й морской бригаде в осажденном Сталинграде. Делает фронтовые зарисовки. Проводит с воинами беседы на политические темы, на темы искусства.
В 1943 году в феврале командируется на Волжскую флотилию в Горький, в марте–апреле – в блокированный Ленинград. Два месяца жил на военных кораблях. Был контужен во время одного из обстрелов. В результате фронтовых впечатлений зарождается тема картины «Слава павшим героям». Творческие поездки вместе с группой художников от Оргкомитета выставки «Индустрия социализма» в июне в Донбасс, в июле – на Волгу, в Васильсурск, в августе – на заводы Поволжья, в сентябре – в Донбасс, на Азовсталь, в Запорожье для сбора материала к картине «Проводы шахтеров на фронт в 1918 году». Пишет серию акварельных портретов шахтеров и пейзажи. зимой пишет серию пейзажей в Горках Ленинских (масло и гуашь). Работает над картиной «Расстрел». Пишет цикл портретов цирковых артистов.
В 1944 году работает над картиной «Слава павшим героям». Награжден орденом «Знак почета» за преподавательскую работу во ВГИКе.
В 1945 году заканчивает картину «Слава павшим героям». В 1946 году награжден медалями «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За победу над Германией». Присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Присуждена Сталинская премия СССР второй степени за картину «Слава павшим героям» (ГТГ). Участвует на Всесоюзной художественной выставке. В течение ряда лет избирается членом партийного бюро МОССХа и секретарем партгруппы Правления.
В 1947 году пишет картины «Фашистским знаменам не подняться» и «Поверженные знамена». Последней участвует на Всесоюзной художественной выставке. На 1-й сессии Академии художеств СССР избран членом-корреспондентом.
В 1948 году участвует на юбилейной выставке «30 лет Советских Вооруженных Сил». В сентябре – творческая поездка в Закарпатскую область – Львов и Ужгород. Выступает с докладами о задачах советского искусства. Награжден медалью «В память 800-летия Москвы».
В 1949 году пишет картину «Сталинградец» (Воронежский областной музей изобразительных искусств), которая экспонируется на Всесоюзной художественной выставке. Избран членом секции изобразительных искусств ЦК профсоюза РАБИС.
В 1950 году председатель Гос. экзаменационной комиссии (ГЭК) в Гос. Академии художеств Латвийской ССР (Рига).
В 1951 году председатель ГЭК по факультету живописи Московского художественного института имени В.И. Сурикова и МИПИДИ. Член ГЭК по Художественному факультету ВГИК.
В 1952 году пишет картину «Раздумье» (1952—1954). Начинает работать над книгой «Воспоминания художника» (1952-1957). Председатель ГЭК по факультету живописи Московского художественного института имени Сурикова. Член ГЭК по Художественному факультету ВГИК. Утвержден рецензентом Высшей Аттестационной комиссии по киноискусству Министерства высшего образования.
В 1953 году председатель ГЭК Гос. художественного института Эстонской ССР. Член ГЭК по факультету живописи Московского художественного института имени В.И. Сурикова и по Художественному факультету ВГИК. Утвержден членом Экспертной комиссии по делам кинематографии Министерства высшего образования.
В 1954 году избран заместителем председателя правления МОССХ. Избирается членом нескольких комиссий Академии художеств СССР, членом и председателем ряда художественных советов. Председатель ГЭК Гос. Академии художеств Латвийской ССР и член ГЭК по факультету живописи Московского художественного института имени В.И. Сурикова.
В 1955 году в связи с шестидесятилетием награжден орденом Трудового Красного Знамени. Приказом по Управлению учебными заведениями Министерства культуры СССР объявлена благодарность «за многолетнюю творческую и педагогическую деятельность по подготовке высококвалифицированных кадров молодых художников».
В 1956 году В июне – поездка вокруг Европы на теплоходе «Победа». В августе–сентябре – творческая поездка в Париж для изучения музеев и современного искусства Франции. По возвращении в Москву выступает с рядом докладов о поездке во Францию. Работает над триптихом «Отцы и дети».
В 1957 году пишет картины «Они громили Деникина и Колчака» и «Они штурмовали Зимний» (Львовская гос. картинная галерея) – боковые части триптиха. Они экспонировались на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции, и на выставке «Москва социалистическая в произведениях московских художников». Проводит большую работу по подготовке Первого Всесоюзного съезда советских художников. Активно участвует в его работе.
В 1958 голу участвует на юбилейных выставках «40 лет Советских Вооруженных Сил» и «Двести лет Академии художеств СССР».
В 1959 году 1 ноября вышла из печати книга «Воспоминания художника».
3 ноября Федор Семенович Богородский умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В 1960 году именем революционного моряка и художника Федора Богородского назван волжский танкер.
В 1961 году 3 ноября во ВГИКе состоялось открытие мемориальной доски в память основателя Художественного факультета художника-коммуниста Федора Богородского.
Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, в ГЦМСИР, в Центральном Музее вооруженных Сил в Москве, в КГМРИ, в собраниях многих провинциальных художественных музеев, в частных собраниях в России и за рубежом.
Выставочная деятельность началась в 1916 году с участия в 16-й выставке Нижегородского общества любителей художеств. Участвовал в выставках: 17-я Нижегородского общества любителей художеств (1918), «Жар-Цвет» (1925), «Бытие» (1925), АХРР (1926, 1927, 1928), советского искусства (1927, Токио, Осака, Нагоя), 16-я, 18-я и 19-я Международные (1928, 1932, 1934 Венеция), «Художники РСФСР за 15 лет» (1933-1934, Москва), «15 лет РККА» (1933, Москва; 1934, Ленинград, Киев; 1935, Харьков), современного искусства СССР (1933, США), «Индустрия социализма» (1939, Москва), лучших произведений советских художников (1941, Москва), Всесоюзные художественные (1946, 1947 Москва), советского искусства (1954-1956, Китай) и других.
Администрация сайта будет признательна за предоставление дополнительной информации о художнике.
Интернет-магазин «Sovart Gallery» так же рассматривает обмен, либо выкуп предметов живописи и графики. Мы определяем цену, исходя из художественной ценности и состояния предмета изобразительного искусства. Фотографии и описания Вы можете отправить нам на эл. почту sovart.gallery@yandex.ru, либо в Whatsupp по номеру телефона +7(977) 328-78-72.
Интернет-магазин «Sovart Gallery» – это удобный сайт, который рассчитан на любителей живописи и изобразительного искусства. Наш сайт поможет Вам не только приобрести живопись, но и выгодно продать или обменять.
В «Sovart Gallery» Вы можете увидеть классические и современные работы, представляющие интерес коллекционеров, а также стильные авторские работы для оформления интерьеров. Все работы, представленные на нашем сайте, являются оригинальными, покупая у нас, вы так же приобретаете гарантию качества и подлинности.
Миссия команды «Sovart Gallery» — предоставить консультации и помощь при покупке и продаже, объективно оценить предметы искусства, которыми вы обладаете. Наши специалисты будут рады помочь найти достойного клиента с целью выгодно продать, либо, напротив, найти и приобрести редкий экземпляр для пополнения вашей личной коллекции.
Всегда к Вашим услугам!
Команда интернет-магазина «Sovart Gallery»