г.Новосибирск
Русское, советское и современное искусство
Classic Russian, Soviet and Contemporary art

Гидони Г.И.

Гидони Г.И.

Гидони Григорий Иосифович (1895-1937)

Русский, советский художник, искусствовед, эстетик, изобретатель.

Родился в семье ковенского мещанина, кандидата права Иосифа Хаимовича Гидони (1861-1916). В 1913 году окончил Ковенскую мужскую графа Платова гимназию. В 1913-1914 годах в Париже слушал лекции на литературном факультете университета, а также посещал уроки Фернана Кормона в Национальной школе изящных искусств. С лета 1914 года — в Петрограде. Вначале поступил на экономическое отделение Петроградского политехнического института, а с 1915 по 1917 учился на юридическом факультете Петроградского Университета. Последнее совмещал с занятиями в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств у Н. К. Рериха (композиция) и И. Я. Билибина (графика). Как график дебютировал в 1915 году в журнале «Вершины», исполнив ряд графических рисунков и украшений в мирискуссническом стиле. С января 1917 года - сотрудник журнала «Аполлон». В 1919 году иллюстрировал первый вариант сборника Г. В. Иванова «Сады». В 1920 году вместе с В. В. Лебедевым, В. И. Козлинским и др. создавал плакаты для «Петербург-РОСТА». 18 марта 1920 года в Оперном театре Народного дома была поставлена пьеса Гидони «Гибель Коммуны».

В 1920-1930 годах Гидони создал множество станковых графических работ, ставших классикой ленинградского искусства графики того времени.

Исполнил серии пейзажей Павловска (карандаш, 1923), Ленинграда (линогравюры, изданы в альбоме «Современный Ленинград», Л. 1929), Детского Села (линогравюры, изданы в альбоме «Dietskoye Sielo. The residence of the last Tsar», Л., 1929), Петергофа (рисунки на камне, изданы в альбоме «Петергоф», Л., 1931), графические портреты на линолеуме - Д. Г. Левицкого, Г. Курбе, Ш. Бодлера, В. Н. Давыдова, В. А. Пяста, Н. Н. Ходотова, Е. П. Корчагиной-Александровской, В. В. Холодной (все до 1923 г.), Л. Н. Толстого (1924—1928), А. М. Горького (1928, 1930) и ряда других, многочисленные портретные экслибрисы для библиотек выдающихся ученых, известных библиофилов (часть из них факсимильно воспроизведены в книге «Портретно-иконографические книжные знаки» (1916—1933)", Л., 1934), издательские марки, иллюстрации к произведениям Петрония Арбитра («Матрона из Эфеса», гравюры на дереве, Л., 1923), А. С. Пушкина («Каменный гость», гравюры на дереве, Л., 1931; «Леда», гравюры на дереве, Л., 1933; «Фавн и пастушка», гравюры на дереве, Л., 1933; «Гавриилиада», барельефы на слоновой кости, 1936; «Сказка о попе и работнике его Балде», гравюры на дереве, 1937). Начиная с 1922 года, работы Гидони экспонировались на советских и зарубежных выставках.

В 1916 году в рамках статьи для журнала «Аполлон» Гидони начинает исследование творчества Эль Греко. Десятилетием позже братья Тур.

В 1919-1920 годах изобретает аппарат, в котором использована транспарентная проекция: источники света просвечивают сквозь экран, значительно усиливая яркость краски. Интенсивность и цветность светового потока управляются системой специальных цифровых кодов.

1925 год. 15 июня в ГИИИ читает доклад «Свето-оркестр, или использование света в применении к музыке», а 27 июля — «Свето-красочность как особый вид искусства». В июле Г. М. Римский-Корсаков расшифровывает строку Luce в «Прометее» А. Н. Скрябина по системе Гидони. В сентябре в Большом театре обсуждается вопрос о применении аппарата Гидони для получения свето-красочных изображений на сцене.

В 1926 году совместно со скульптором Н. С. Могилевским создает модель светового памятника В. И. Ленину.

В 1927 году создает модель свето-памятника Октябрьской революции. Она выставляется на юбилейной сессии ЦИК СССР в Ленинграде с 15 по 20 октября.

26 мая 1928 года в большом конференц-зале Академии Наук СССР читает доклад о «Новом искусстве света и цвета» и проводит со своими аппаратами его «первый вечер». В программе три отделения: свето музыка, свето-декламация и пение (с участием Н. Н. Рождественского и В. А. Пяста), свето-хореография. В перерывах - «демонстрация первого сооружения свето-архитектуры, модели свето-театра нового искусства». В ноябре 1928 года Гидони выполняет визуализацию исполнительской структуры одного из стихотвеорений Бер-Гофмана для С. И. Бернштейна и его коллег в ГИИИ.

В 1930 году издает в Ленинграде книгу «Искусство света и цвета». В ней он определяет его как искусство, освобождающее свет и цвет от оков формы, выводящее их из плоскости картины в пространство, как искусство во времени, которое в синтезе с музыкой или театральным действием усиливает их эмоционально-эстетическое воздействие. В практической области он предлагает отказаться от проэцирования света на ограниченный в пространстве экран, и при исполнении музыкального или театрального произведения использовать все пространство зрительного зала, погружая его таким образом в «фотосферу».

В 1930-е гг. продолжает заниматься теорией и практикой искусства света и цвета. В 1931 году запатентован его распределительный пульт, в это же время создает Лабораторию искусства света и цвета и добивается её принятия в число членов Всесоюзной ассоциации лабораторий осветительной техники, привлекается к работам в области светомузыки ГОИ, в 1933 году издает «Диалог на отдельном листе об искусстве света и цвета», создает и публикует световые партии к стихам А. С. Пушкина.

Некоторые исследователи (В. В. Ванслов, Б. М. Галеев) творчества Гидони отмечали, что в своем отрицании возможностей классической станковой живописи он был близок к нигилистическим позициям ЛЕФа. Однако очевидно, что подход Гидони к задачам искусства света и цвета и их практическому решению во многом определялся эстетическим, художническим видением, сформированным петербургской дореволюционной художественной школой.

1937 год. В постановлении об избрании меры пресечения и предъявления обвинения от 9 октября, составленном сотрудниками IV отдела УНКВД ЛО, сержантом ГБ Ю. Е. Ленгреном, лейтенантом ГБ М. Я. Резником и нач. IV отдела, капитаном ГБ Г. Г. Карповым, обвиняется в участии в «шпионско-диверсион. организации действующей на терр. СССР в пользу Японии». Арестован 11 октября. При обыске изъятые переписка, фотокарточки, личные бумаги «уничтожены путем сожжения». Заключен в ленинградскую тюрьму ГУГБ. Так называемый «признательный» протокол допроса датирован 17 октября и подписан лейтенантом ГБ М. Я. Резником и оперуполномоченным IV отдела Михайловым. После 17 октября учётным отделом внесен в список «японских шпионов, диверсантов, террористов и вредителей» № 6. Список утвержден малой двойкой, а 2 ноября - большой двойкой. В предписании на расстрел по списку «Харбинцы» № 6, подписанном 9 ноября нач. УНКВД ЛО Л. М. Заковским и нач. отдела УГБ Егоровым, значится 33-м из 50. Расстрелян 10 ноября. Акт о приведении приговора в исполнение подписан комендантом УНКВД ЛО А. Р. Поликарповым. Возможное место погребения - Левашовская пустошь.

Реабилитирован по определению Военного трибунала Ленинградского военного округа 18 ноября 1957 года за отсутствием состава преступления.

27 ноября 2016 года в Санкт-Петербурге на фасаде дома 28 по набережной реки Фонтанки был установлен мемориальный знак «Последний адрес» Григория Иосифовича Гидони.

 

Администрация сайта будет признательна за предоставление дополнительной информации о художнике.

 

SOVART6

Интернет-магазин «Sovart Gallery» так же рассматривает обмен, либо выкуп предметов живописи и графики. Мы определяем цену, исходя из художественной ценности и состояния предмета изобразительного искусства. Фотографии и описания Вы можете отправить нам на эл. почту sovart.gallery@yandex.ru, либо в Whatsupp по номеру телефона +7(977) 328-78-72.

 

Интернет-магазин «Sovart Gallery» – это удобный сайт, который рассчитан на любителей живописи и изобразительного искусства. Наш сайт поможет Вам не только приобрести живопись, но и выгодно продать или обменять.

В «Sovart Gallery» Вы можете увидеть классические и современные работы, представляющие интерес коллекционеров, а также стильные авторские работы для оформления интерьеров. Все работы, представленные на нашем сайте, являются оригинальными, покупая у нас, вы так же приобретаете гарантию качества и подлинности.

Миссия команды «Sovart Gallery» — предоставить консультации и помощь при покупке и продаже, объективно оценить предметы искусства, которыми вы обладаете. Наши специалисты будут рады помочь найти достойного клиента с целью выгодно продать, либо, напротив, найти и приобрести редкий экземпляр для пополнения вашей личной коллекции.

 Всегда к Вашим услугам!

Команда интернет-магазина «Sovart Gallery»

Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить