г.Новосибирск
Русское, советское и современное искусство
Classic Russian, Soviet and Contemporary art
Главная / Галерея / Художники / Г / Горшман М.Х.

Горшман М.Х.

Горшман М.Х.

Горшман Мендель Хаимович (1902-1972) 

Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Михаил, Ефремович, Ефимович.

Живописец, график, автор акварелей и литографий, портретист.

Родился в Новоборисове Минской губернии. Первые профессиональные знания Горшман получил в Костроме, где учился живописи, рисунку и ксилографии в Свободных художественных мастерских у Н. Н. Купреянова и Н. С. Изнар (1920–1921). Одновременно с учебой работал оформителем в клубе военного госпиталя.

В 1922 переехал в Москву и поступил во Вхутемас — Вхутеин (1922–1929) на отделение литографии, где занимался у Н. Н. Купреянова, П. В. Митурича и В. А. Фаворского. В качестве дипломной работы представил серию из шести цветных автолитографий «Местечко» (руководитель Н. Н. Купреянов), созданную по материалам поездки в Белоруссию. В 1929 критик Д. Аранович писал: «Ученик Н. Купреянова и П. Митурича, М. Горшман оказался под более сильным воздействием первого. Не столько в смысле техники литографии, сколько в смысле стиля. Наиболее доступная для М. Горшмана художественная формула — это экспрессионизм. Его бытовые сцены западного местечка часто насыщены болезненно давящим настроением нищеты, доводящей до отчаяния, некультурностью, на которой растет суеверие. К счастью, однако, этим не исчерпывается гамма чувств молодого художника. В более ранних бытовых автолитографиях М. Горшмана наряду с экспрессионистической сатирой много бодрости и жизнерадостного юмора. Наконец, в последних работах М. Горшмана намечаются уже поиски монументально-декоративных форм». По окончании Вхутеина получил специальность художника-технолога полиграфической промышленности.

С 1924 начал печатать свои произведения в газетах и журналах, таких как «Безбожник у станка» (1926–1930), «Искусство в массы» (1929), «Красная Нива» (1929) и др. «Моя работа в графике началась в журналах и развивалась главным образом в книге», — признавался художник позднее в своих автобиографических записках. Еще в годы учебы во Вхутеине он по заданию журнала «Безбожник у станка» делал зарисовки на Трехгорной мануфактуре.

В качестве иллюстратора оформил книги: С. Маршак «Пожар» (1925), И. Кипнис «Постное масло» (1928), С. Шервинский «Санькины щенки» (1928), О. Гурьян «Чудо св. Лариция» (1930), И. Бабель «Конармия» (1933), С. Гехт «Сын сапожника» (1931), М. Даниэль «Юлис» (1933), И. Уткин «Повесть о рыжем Мотэле» (1934), Н. Помяловский «Очерки бурсы» (1934) и др. Иллюстрировал произведения классической и современной еврейской литературы: Шолом-Алейхема, И.-Л. Переца, М. Мойхер-Сфорима. Сотрудничал с издательствами Гослитиздат, «Дер Эмес», Детгиз, «Советская литература», «Молодая гвардия».

Член и экспонент общества художников «4 искусства» (1928–1929), Общества художников книги (с 1930). В 1930–1932 был членом Общества станковистов, но в выставках ОСТа не участвовал. Член МОССХа (с 1932).

В первой половине 1930-х по заданиям Всероссийского кооперативного общества «Художник» («Всекохудожник») Горшман совершил многочисленные творческие поездки в еврейские колхозы Крыма (Евпаторийский район), восточные районы страны (Биробиджан), Донбасс, рыболовецкие совхозы Каспия. По материалам командировок были исполнены акварели, гуаши, рисунки и литографии на жанровые темы, серии пейзажей и портретов. Во время командировки в Крым Горшман работал в одной творческой бригаде с М. М. Аксельродом, Л. Я. Зевиным, Л. А. Жолткевич (1930–1931). В коммуне «Войо Ново» в Евпаторийском районе Крыма начал большую серию станковых акварелей «Крымские еврейские колхозы» (1930–1933), посвященную жизни еврейских переселенцев. Здесь же, в коммуне, в 1930 познакомился со своей будущей женой Широй — впоследствии известной еврейской писательницей Ш. Горшман.

В середине 1930-х создал графические серии «Биробиджан» (1934) и «Донбасс» (1935).

Преподавал во Вхутеине в Ленинграде (ассистент-преподаватель по рисунку на факультете живописи, 1929–1930) и в МГХИ (1937–1941).

Вместе с М. Аксельродом участвовал в 1-й Всебелорусской художественной выставке в Минске (1925) и выставке русской графики в Риге (1929). На Первой выставке графики, организованной Ассоциацией графиков при Доме печати (1926, Москва), представил карикатуры и рисунки, выполненные по заказу журнала «Безбожник у станка».

Участвовал в выставках: выставка художников «4 искусства» (1928, Ленинград; 1929, Москва), выставка гравюры и рисунка мастеров Армении, Белоруссии, Грузии, России и Украины (1928, Киев), Первая передвижная выставка живописи и графики (1929, Москва), выставка отчетных работ художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1931, Москва), «15 лет РККА» (1933, Москва), «Художники РСФСР за XV лет» (1932, Ленинград; 1933, Москва), Отчетная выставка произведений художников, командированных Совнаркомом РСФСР, Наркомпросом, «Всекохудожником» и МОССХ по СССР в 1933 году (1934, Москва), Шестая выставка Союза московских художников, «Индустрия социализма» (обе — 1939, Москва), выставка лучших произведений советских художников (1941, Москва), всесоюзные художественные выставки (1946, 1955, 1957–1958, Москва), выставка живописи, скульптуры, графики и работ художников театра и кино Москвы и Ленинграда (1955, Москва) и др.

Участник зарубежных выставок: Художественно-кустарная выставка СССР (1929, Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Детройт), выставка русского искусства (1929, Винтертур, Швейцария), «Графика и книжное искусство в СССР» (1929, Амстердам), выставка советской графики и книги (1930, Лондон), выставка графики, рисунка, плаката и книг (1930, Данциг), Третья Международная выставка гравюр (1930–1931, Филадельфия), выставка советской графики, художественной книги, плаката и фото (1933, Париж), выставка советской графики (1945, Лондон) и др.

В 1939 написал панно для павильона «Дальний Восток» на ВСХВ.

В 1941 был эвакуирован в Киргизию, где руководил бригадой художников в Киргизском телеграфном агентстве. Писал портреты, пейзажи, делал зарисовки производственных процессов.

В 1940–60-е годы продолжал заниматься книжной иллюстрацией, преимущественно в излюбленной им технике автолитографии. В последние годы жизни создал большую галерею портретов и автопортретов.

Произведения хранятся в ГМИИ им. А. С. Пушкина, ГТГ, Государственном Историческом музее (145 работ), Вологодской картинной галерее, музеях Одессы, Костромы, Орла, Ярославля, Астрахани, Таганрога, Воронежа, Казани, Музее этнографии в Санкт-Петербурге, Музее Л. Толстого в Ясной Поляне и др. В Красноармейской картинной галерее хранится более 100 работ художника, представляющих почти все основные периоды его творчества.

 

Администрация сайта будет признательна за предоставление дополнительной информации о художнике.

SOVART6

Интернет-магазин «Sovart Gallery» так же рассматривает обмен, либо выкуп предметов живописи и графики. Мы определяем цену, исходя из художественной ценности и состояния предмета изобразительного искусства. Фотографии и описания Вы можете отправить нам на эл. почту sovart.gallery@yandex.ru, либо в Whatsupp по номеру телефона +7(977) 328-78-72.

 

Интернет-магазин «Sovart Gallery» – это удобный сайт, который рассчитан на любителей живописи и изобразительного искусства. Наш сайт поможет Вам не только приобрести живопись, но и выгодно продать или обменять.

В «Sovart Gallery» Вы можете увидеть классические и современные работы, представляющие интерес коллекционеров, а также стильные авторские работы для оформления интерьеров. Все работы, представленные на нашем сайте, являются оригинальными, покупая у нас, вы так же приобретаете гарантию качества и подлинности.

Миссия команды «Sovart Gallery» — предоставить консультации и помощь при покупке и продаже, объективно оценить предметы искусства, которыми вы обладаете. Наши специалисты будут рады помочь найти достойного клиента с целью выгодно продать, либо, напротив, найти и приобрести редкий экземпляр для пополнения вашей личной коллекции.

 Всегда к Вашим услугам!

Команда интернет-магазина «Sovart Gallery»