г.Новосибирск
Русское, советское и современное искусство
Classic Russian, Soviet and Contemporary art

Фешин Н.И.

Фешин Н.И.

Фешин Николай Иванович (1881-1955)

Русский, американский художник, живописец, график, скульптор, резчик, представитель импрессионизма и модерна. Окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в мастерской И. Е. Репина.

Родился в Казани в семье резчика иконостасов Ивана Александровича Фешина, владельца собственной мастерской. Отец был родом из Арзамаса, а мать — Прасковья Викторовна( в девичестве — Чистова), была родом из Костромы. Мастерская Ивана Фешина в те годы была хорошо известна в городе и неоднократно удостаивалась серебряных наград местных научно-промышленных выставок «за высокое качество работ и разнообразие рисунков»

В четырёхлетнем возрасте Николай перенёс крайне тяжёлое заболевание — менингит. Болезнь изменила характер мальчика, сделав его замкнутым и нелюдимым. После болезни мальчик долгое время вынужден был находиться дома и от скуки начал понемногу рисовать. Проявляя с раннего возраста талант рисовальщика, он оказался полностью сконцентрированным на искусстве.

В 6 лет он рисовал уже вполне достойно, а в возрасте 9 лет начал работать с отцом в мастерской – рисовал эскизы, а в последующем и исполнял некоторые из своих работ. Позже отец разорился, мастерскую свою вынужден был закрыть и перебиваться случайными заработками, разъезжая по деревням в поисках работы.

В 1895 году, после открытия в Казани художественной школы, Николай Фешин стал учеником первого набора школы. Дарование мальчика было замечено первым директором Казанской художественной школы Н. Н. Бе́льковичем — будущим тестем художника. Семья Фешиных к этому моменту распалась, родители уехали из Казани, и мальчик остался в городе один, терпеливо и настойчиво постигая азы будущей профессии. Учителя, видя настойчивость и несомненное дарование Николая, посоветовали ему продолжить обучение в столице , выдав рекомендацию в Высшее художественное училище при Императорской Академии Художеств.

В 1900 году, после окончания Казанской художественной школы молодой художник отправился в Санкт-Петербург с большим желанием поступить в Императорскую Академию художеств. И успешно свою мечту осуществил. Среди его сокурсников были будущий известный российский и американский художник и сценограф Борис Анисфельд(1878-1973), будущий живописец Исаак Бродский(1883—1939), будущий художник и поэт Давид Бурлюк(1882-1967),будущий русский живописец Александр Савинов(1881-1942) и многие другие.

В первые два года обучения занятиями Никола Фешина руководили замечательный русский педагог, скульптор Роберт Карлович Залеман (1813—1874), и русский исторический и религиозный живописец-жанрист, педагог, Пётр Евгеньевич Мясоедов (1867 — 1913). Экономя буквально на всём, обучаясь в училище, Николай перебивался случайными заработками — рисовал эскизы для афиш, пригласительных билетов, программок маскарадов и балов, на изготовление которых объявлялись конкурсы. С 1902 года Фешин начал своё сотрудничество с журналами как иллюстратор и карикатурист.

В 1903 году по рекомендации Мясоедова, Николай Иванович поступил в мастерскую Ильи Ефимовича Репина, самую многочисленную в Академии и самую популярную среди учащихся (в ней состояло до 70 человек). Учебный эскиз первого года обучения у Репина — «Выход из катакомб после моления» — был отмечен советом Академии, художнику была присуждена первая премия.

В период обучения Фешин часто выезжал в родные места, писал на родине портреты, занялся педагогической деятельностью – преподавал в местной иконописной школе. Когда в 1907 году Репин из-за конфликта в Академии покинул стены учебного заведения, Николай Фешин был в числе тех 50 студентов, которые написали письмо в защиту великого художника и педагога, хотя сам Репин относился к своему ученику с явной нелюбовью. Тем не менее это не помешало Репину много лет спустя назвать Фешина «наиболее талантливым в числе современных живописцев»

В годы учёбы Фешин с большим интересом изучал жизнь и культуру местных народов, — чувашей и марийцев, — не раз бывал в городе Чебоксары у своих родственников Тепловых, писал их портреты.

Его картина «Портрет неизвестной или дама в лиловом» 1908 года, в 1909 году была удостоена золотой медали на международной выставке в Мюнхене и приобретена музеем Академии Художеств. Это не просто удивило, а поразило художника до глубины души.

В 1908 году случился кризис в Казанской художественной школе – Императорская Академия художеств, в резкой форме потребовала от администрации казанского училища повысить качество обучения. В этом же году заведующий школой Г. А. Медведев пригласил Фешина преподавателем с полным окладом и казённой мастерской в новом здании школы. В живописи Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Его картины были динамичны, красочны и реалистичны. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба» (1908), (проданная американским музеем в 2011 году на аукционе неизвестному за 3,3 млн долл.) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани.

Таким образом, 1909 год был для Николая Фешина последним в Академии. Конкурсной работой Фешина стала «Капустница», с сюжетом из деревенской жизни — засол капусты на зиму на Воздвиженье.Сама работа писалась художником в Казани , а подготовительную работу он провёл в деревне Пушкарка под Арзамасом.За эту работу художник был удостоен права на пенсионерскую поездку за границу.

С 1 ноября 1909 года Фешин был утверждён штатным преподавателем Казанской художественной школы по классу живописи и рисунка. Переехав в Казань, Николай Фешин поселился прямо в своей мастерской в здании художественной школы. По воспоминаниям, Фешин-педагог предпочитал метод наглядного показа, работая в мастерской вместе со своими студентами. В основе своей это была репинская система: Фешин никогда не теоретизировал, объяснял всё очень кратко, а если ученик не понимал, то брал уголь, карандаш или кисть и сам всё показывал.

Начиная, с 1910 года Николай Фешин начинает регулярно участвовать в международных выставках в Европе и США.

Среди первых учеников Николая Фешина в Казани была Надежда Михайловна Сапожникова, знакомая с ним ещё с 1908 года. После того как Фешин закончил пенсионерскую поездку в Париж, она задержалась там до 1912 года, работая в мастерских Вити и Ван Донгена. После возвращения Н. М. Сапожникова основала собственную мастерскую в Казани. Дружеские отношения между ними поддерживались до отъезда Н. И. Фешина за рубеж.

Работая в Казани художник не порывал своих связей с художественным миром столицы, регулярно принимал участие в выставках. С 1912 года Николай Фешин принимал участие в выставках передвижников. В 1916 году Николай Фешин стал членом Товарищества Передвижных Художественных Выставок. Выставлялся он и в «Новом союзе передвижных выставок» (с 1910 года — «Община художников»).

Осенью 1916 года Николаю Фешину, единственному из художников российской периферии, было присвоено звание действительного члена Императорской Академии художеств – высшее признание таланта и художественных заслуг дореволюционной Россией. 24 октября 1916 года в Академии художеств проходила баллотировка Фешина на звание академика живописи; был подан 21 голос «за» и 14 — «против».

В 1913 году Николай Иванович женился на Александре Белькович — дочери директора Казанской художественной школы, в 1914 году у них родилась дочь Ия.

Портрет Тамары Поповой, выполненный в 1917 году, также ученицы Николая Фешина по Казанской художественной школе, стоит в ряду женских изображений 1917 года, в которых уже чувствуется усиление тенденций к изощренности, манерности. Сюда же относятся и «Мадемуазель Жирмонд (Manicure Lady)» ( Таос, США), «Дама с сигаретой» (частная коллекция, США), портрет Маши Быстровой (Козьмодемьянский художественно-исторический музей имени А.В.Григорьева), «Молодая женщина» (частная коллекция, США), портрет Литвин (местонахождение неизвестно).

Все связи с заграницей оборвались для Фешина с началом Первой мировой войны. Февральскую революцию Фешин не приветствовал и вообще не испытывал по поводу преобразований большого энтузиазма. Уже с зимы 1917 года здание Казанской художественной школы было лишено центрального отопления, Фешину и его студентам приходилось работать в пальто, варежках и валенках. Далее в школе случился пожар, однако мастерскую Фешина удалось эвакуировать.

С 1918 года Николай Фешин вынужден был писать портреты политических деятелей (в рамках ленинского плана монументальной пропаганды), которые нельзя считать удачными, поскольку его портретное искусство было зависимо от натурного импульса. Тем не менее, по фотографиям были созданы портреты В. И. Ленина, К. Маркса, Л. Троцкого (утрачен) и А. В. Луначарского.

Николай Иванович продолжал трудится в художественной школе, в 1920 году был избран заведующим учебной частью и председателем художественного совета Казанских государственных свободных художественных мастерских, обратился к скульптуре, занимался декорациями для городского театра Казани.

В 1921 году в Казани начала работу «Американская администрация помощи» и сотрудники этой организации начали заказывать у Фешина портреты, помогли связаться в американским финансистом и почитателем творчества художника У. Стиммелом. Фешин чувствовал полную бесполезность своего искусства для страны Советов, поскольку искусство использовалось только в целях пропаганды, появилось устойчивое желание уехать.

На всевозможные согласование и получение необходимых бумаг ушло около года. Только 1 августа 1923 года семья Фешиных оказалась в Нью-Йорке. Николай Иванович тут же начал работать. Он писал портреты преуспевающих американцев, организовал мастер-классы, даже стал преподавателем Нью-Йоркской Академии искусств, хотя с педагогической деятельностью в итого как-то не заладилось.

Художник самым активным образом включился в художественную жизнь Нью-Йорка, его работы включили в ежегодную выставку Национальной академии дизайна (в последующем художник получил приз за свои работы), потом удалось организовать персональную выставку в Чикаго. В американском этапе творчестве художника полностью доминирует портрет. Фешин экспериментировал с пейзажами, выезжал на пленэры, но особых успехов в этом направлении не добился.

В Нью-Йорке у Фешина неожиданно стал развиваться туберкулёз, и врачи посоветовали ему переехать в местность с более сухим климатом. С 1927 года художник поселился в Таосе (штат Нью-Мексико), где построил дом-студию с «неофольклорной» резьбой собственного исполнения. В 1931 году Фешин получил американское гражданство.

В 1934 году счастливая семейная жизнь Николая Ивановича подошла к концу. Супруга художника под влиянием феминистских настроений, после 20-лет совместной жизни подала на развод. Она захотела стать самостоятельной личностью и выйти из тени великого мужа, решила стать писателем. Супруги расстались.

Николай Иванович вместе с дочерью Ией, которая не разделяла взглядов матери и не захотела с ней оставаться переехали сначала в Нью-Йорк, а позднее в Лос-Анджелес, где художника начал преподавать в художественных классах для дизайнеров голливудских киностудий.

Работы художника начали продаваться, он стал очень популярен. В результате Николай Иванович смог купить для себя и дочери дом в Голливуде, который обставил мебелью собственной работы и скульптурой.

В конце 1930-х годов Фешин стал путешествовать по Мексике, Японии и Индонезии, снимал студию в Пасадене, затем в 1947 году окончательно переселился в Санта-Монику.

Остаток жизни Николай Иванович провёл в одиночестве, изредка переписываясь с дочерью, которая время от времени навещала его. В 1954 году он написал на русском языке свою автобиографию, которая была опубликована на английском языке в выдержках незадолго до смерти художника.

Художник жил очень скромно, сбережения его закончились, и выручали только заработки от частных уроков рисования.

Николай Иванович Фешин умер в Санта-Монике (ныне пригород Лос-Анджелеса) 5 октября 1955 года во сне, не успев закончить очередной пейзаж, над которым работал. Стараниями его единственной дочери Ии Николаевны Фешиной-Бренхам (1914—2002) в 1976 году прах Николая Ивановича Фешина был перезахоронен в Казани. 2 ноября 2011 года прах Ии Николаевны был захоронен на Арском кладбище в одной могиле с отцом. Перезахоронение было приурочено к открытию обзорной выставки, посвящённой 130-летию художника.

 

Администрация сайта будет признательна за предоставление дополнительной информации о художнике.

SOVART6

Интернет-магазин «Sovart Gallery» так же рассматривает обмен, либо выкуп предметов живописи и графики. Мы определяем цену, исходя из художественной ценности и состояния предмета изобразительного искусства. Фотографии и описания Вы можете отправить нам на эл. почту sovart.gallery@yandex.ru, либо в Whatsupp на номер телефона +7(977) 328-78-72.

 

Интернет-магазин «Sovart Gallery» – это удобный сайт, который рассчитан на любителей живописи и изобразительного искусства. Наш сайт поможет Вам не только приобрести живопись, но и выгодно продать или обменять.

В «Sovart Gallery» Вы можете увидеть классические и современные работы, представляющие интерес коллекционеров, а также стильные авторские работы для оформления интерьеров. Все работы, представленные на нашем сайте, являются оригинальными, покупая у нас, вы так же приобретаете гарантию качества и подлинности.

Миссия команды «Sovart Gallery» — предоставить консультации и помощь при покупке и продаже, объективно оценить предметы искусства, которыми вы обладаете. Наши специалисты будут рады помочь найти достойного клиента с целью выгодно продать, либо, напротив, найти и приобрести редкий экземпляр для пополнения вашей личной коллекции.

 Всегда к Вашим услугам!

Команда интернет-магазина «Sovart Gallery»

Добавление сайта на главный экран Вашего устройства

Для того, чтобы добавить сайт на главный экран устройства, нужно:

Нажать на кнопку «Поделиться»
Выбрать пункт «Добавить на главный экран»
Выбрать изображение и добавить название для ярлыка
Сохранить изменения
Закрыть подсказку
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить